Все пожары возникали глубокой ночью и почти одновременно. После тушения пожаров возник главный вопрос: кому было выгодно поджигать маршрутки?
Первую версию выдвинула Ассоциация независимых перевозчиков Санкт-Петербурга. По словам руководителя организации Александра Масюка, это «боевые действия» транспортной войны, которая ведется между фирмами-перевозчиками, и поджоги связаны с незаконным переделом рынка пассажирских перевозок и выдавливанием компаний с рынка. В распространенном обращении к прессе и коллегам Ассоциация независимых перевозчиков Санкт-Петербурга отметила, что «чем будет дольше продолжаться упорство Комитета по транспорту в осуществлении транспортной реформы, тем острее будет криминальное противостояние».
Вторая версия может быть связана с национальными мотивами. Дело в том, что водителями всех сгоревших маршруток являются выходцы из стран Средней Азии и Кавказа. (Эту информацию подтверждают в правоохранительных органах.) Правда, пока дознаватели пожарной службы не вынесут окончательный вердикт о причинах возгораний, милиция не может заниматься расследованием и выдвигать свои версии происшествия.
Третья версия — хулиганство, она непосредственно связана со второй. По слухам, якобы некие «народные мстители» решили разобраться с нелегалами, которые плохо водят маршрутки и подвергают таким образом жизнь и здоровье пассажиров опасности.
Опасный поворот
Если рассуждать с позиции здравого смысла, третья версия вполне «жизнеспособна». Не секрет, что в 2006 году, во время проведения профилактической операции «Автобус», проверяющие выявили 87 иностранцев-водителей — выходцев из бывших союзных республик, которые не имели никаких документов. Известна и политика перевозчиков. Профессиональные водители-петербуржцы со стажем не пойдут работать на маршрут за 8 тысяч рублей. Поэтому транспортные компании и предпочитают экономить и нанимать наших братьев по бывшему Советскому Союзу, не интересуясь даже, где они взяли водительские права. И тут возникает любопытная коллизия. Водитель хочет кушать, а значит, должен как можно больше сделать поездок, чтобы заработать. Вот от этого дикого сочетания экономии и жадности страдают простые пассажиры. Сообщения о ДТП с маршрутными такси появляются каждую неделю. Не исключено, что кто-то из родственников пострадавших (или погибших) в таком дорожно-транспортном происшествии вполне мог взять на себя миссию «народного мстителя» и нанять некую группу молодых людей для осуществления своих замыслов.