П о л и н а Е.:
— Выезжаю в командировку. Однако у меня хроническое заболевание печени — боюсь, что может случиться обострение. Как я буду лечиться?
— Не забудьте взять с собой ваш полис обязательного медицинского страхования. Он действует на всей территории России. Страховая компания будет оплачивать лечение в любом городе России. Ваши интересы защищает Территориальный фонд обязательного медицинского страхования того города, куда вы поехали работать или отдыхать.
И. П у л и н а:
— Я пенсионерка. Слышала, что в нашем районе для нера.ботающих граждан страховая компания поменялась. Нужно ли мне менять полис?
— Нет. Ранее выданные полисы, находящиеся на руках у неработающих граждан Санкт-Петербурга, действуют и обязательны к приему во всех поликлиниках и больницах. Единственное, что стоит сделать, — позвонить в поликлинику и уточнить название, адрес и номер телефона новой компании.
Г. Д м и т р и е в:
— Что делать с полисом ОМС при смене места жительства или паспортных данных?
— Необходимо вернуть полис в страховую компанию, выдавшую его. После постановки на регистрационный учет по новому месту жительства (либо после смены фамилии, соответственно, паспорта) нужно получить новый страховой полис.
При смене места работы граждане возвращают полис работодателю, а работодатель передает его страховой медицинской организации не позднее 10 дней после увольнения.
С е р г е й Г.:
— Я житель Самары и приехал учиться в Петербург в вуз. Зарегистрирован в общежитии. Могу ли я лечиться бесплатно?
— Можете. Если у вас нет полиса обязательного медицинского страхования, он просрочен или вам отказывают в бесплатной медицинской помощи, обратитесь в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга по адресу: Московский проспект, 120. Время работы: понедельник — пятница с 9.00 до 17.30, обед с 13.00 до 13.30. Телефон 703–7–301.
Если врач не лечит
А н а т о л и й Г.:
— У нас очень грубый и невнимательный участковый врач. Что предпринять?
— Прежде всего, стоит помнить, что у пациента есть право на выбор врача. За разъяснениями, почему лечат так, а не иначе (или назначают непонятные исследования, медицинские процедуры и т. п.) нужно обратиться к заведующему отделением, где работает этот врач или (лучше в письменной форме) к главному врачу. Ответа требуйте тоже в письменной форме. Это важно, потому что на руках у вас окажется документ, который можно будет потом показывать специалистам-медикам или юристам.
С жалобой на качество лечения в ОМС пациент может обращаться в страховую компанию (телефон на полисе), которая обязана не только организовывать медицинскую помощь, но и контролировать ее качество. Страховая компания (после того как проведет экспертизу качества медицинской помощи) может организовать консультацию независимого специалиста, предоставить направление на госпитализацию в другое медицинское учреждение и т. д.
П. М и т р о ш и н:
— В поликлинике, несмотря на предъявление полиса, предлагают заплатить за медицинскую услугу. Как себя вести?
— Необходимо позвонить в свою страховую компанию и удостовериться, что данная услуга действительно может быть оказана только на платной основе. Если деньги за услуги, подлежащие оплате из средств ОМС, уже заплачены, то сохраняйте чеки (или другие документы, подтверждающие оплату), для того чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию за возмещением произведенных затрат.