САМЫМИ древними игральными картами считаются китайские. Из источника XI века известно, что они существовали еще в VII — VIII веках. Игра, конечно же, шла на деньги, поэтому в Китае карты ласково называли «певучие шелестящие листочки». Существовали карточные варианты шахмат и домино.
В Европе карты появились после крестовых походов. Это были трофеи, отбитые у сарацинов, поэтому долгое время бытовала версия, что карты изобрели арабы. Есть еще одна легенда: карты в XIV веке придумал шут короля Карла VI Жасмен Гренгонер для забавы слабоумного императора.
Доподлинно известно вот что: 23 мая 1376 года во Флоренции вышел указ о запрете карточной игры. Значит, карты уже не только широко шагали по Европе, но и успели приобрести плохую репутацию.
В Россию карты завезли или малороссийские казаки, или польские интервенты в Смутное время.
Петр Первый карты не любил, а все другие императоры не чурались.
— В камер-фурьерских журналах записи о карточной игре встречаются буквально каждый день, — говорит директор Петергофа Вадим Знаменов. — А как-то Елизавета Петровна прямо на карте написала императорский указ. В Петергофе выигрывали и проигрывали состояния, стрелялись. Так что карты — атрибут дворцовой жизни, но совсем необязательно — отрицательный.
При Екатерине Второй страсть к игре достигла апогея. Фаворит императрицы Зорич даже открыл в Шклове картежную академию, куда приезжали знатные игроки и, конечно, шулеры.
Спасибо Перельману
НЫНЕШНИЙ музей вырос из собрания знаменитого ленинградского коллекционера Александра Семеновича Перельмана (1932–1995). Он мечтал о музее, делал даже архитектурные наброски здания. Но при советской власти об этом не могло быть и речи! Хотя партработники, как и простые смертные, охотно перекидывались в картишки…
В 1999 году Петергоф купил коллекцию у вдовы собирателя, а потом сотрудники и сами увлеклись картами — ездили по аукционам и антикварным магазинам за раритетами. Один из них — индийские слюдяные карты ручной работы, занесенные в книгу «Сто самых интересных вещей Америки», — купили у известного коллекционера Каплана, который почтил своим присутствием новый музей.
Все уникальные вещи перечислить невозможно, потому что на выставке представлены более пяти с половиной тысяч экспонатов! К примеру, можно увидеть карты со свастикой, выпущенные в фашистской Германии, но в 1939 году фюрер запретил азартные игры. Во время блокады художник Власов сделал эскизы «антифашистских карт». Чтобы передать их в типографию, действовала цепочка: со своего Васильевского острова обессиленный голодом художник доходил до набережной, передавал работу другому человеку, эстафета доходила до проспекта Обуховской Обороны, а потом продукция на самолетах и через партизан забрасывалась в немецкие окопы.
Двадцатый век «радует глаз» и тюремными картами — они сделаны на обоях и газетах, рисунки нанесены сажей и… кровью.
Психология и мистика
А ВОТ в XIX веке благодаря картам появилось немало художественных шедевров. Что уж говорить о «Пиковой даме» Пушкина и Чайковского, игроках Гоголя и Достоевского, когда и нежнейший алябьевский романс «Соловей» обязан этому же предмету. Точнее шандалу, которым композитор ударил по голове партнера по игре. Алябьева заключили в тюрьму, где он и создал «Соловья»!
Известно, что многие из знаменитых людей были не только страстными картежниками, но и прибегали к услугам гадалок. В экспозиции можно увидеть уникальные карты Таро. Как утверждает психолог Дмитрий Хорошилов, занимающийся их изучением «с психологической и мистической» точек зрения, карты — прекрасный советчик. Особенность в том, что Таро отражают сегодняшнее состояние человека, а вот гороскопы и астрология изучают судьбу в целом. По мнению Дмитрия, карты могут быть инструментом самопознания, а также изучения окружающих.
Изучение собрания нового музея может многое дать и для «самопознания», и для «изучения». Это точно, и к гадалке не ходи!