Не устаешь удивляться активности заповедника "Петергоф": на днях здесь открыли сразу три новых музея! В павильоне на пристани - музей яхт, в Нижнем парке - вольер с птицами, в угловом доме на площади у Большого дворца - Императорский музей велосипедов.
Яхты-дворцы
Яхты появились в России при Петре. Как они выглядели, изображено на картинах, в моделях. Вообразить Петра-моряка довольно легко, увидев в витрине его шкиперскую куртку и картуз. А вот роскошное парчовое платье, принадлежавшее Екатерине Великой, похоже на бальное, но, оказывается, это форменный морской наряд.
Настоящее увлечение яхтами началось при Николае I. Самое значимое для него и для Петергофа судно - "Александрия", это имя в дальнейшем носили еще две яхты: построенная в 1851 году и прослужившая четырем монархам более полувека - и сменившая ее в ХХ веке. Интерьеры царских яхт не уступали дворцовым, а техническое оснащение поражает воображение и сейчас. На выставке - сервизы и мебель, которые специально изготавливали для каждого судна. После революции яхты разбирали на металл, а лучшие - "Полярная звезда" и "Штандарт" переоборудовали для Балтийского флота и в конце концов использовали как мишени для пуска торпед.
Певуньи
Вольер стоит в Нижнем парке с 1720-х годов, время и война пощадили этот небольшой деревянный павильон, даже роспись на потолке, принадлежащую Луи Каравакку, художнику Петровской эпохи.
В XVIII веке в вольере пели птицы, и вот традицию восстановили. Сейчас в клетках, изготовленных по старинным гравюрам, живут заморские птицы, которых принято было разводить триста лет назад: японская и красногорлая модина, белоголовая муния. Но решили представить и наших певчих лесных, ведь мало кто знает, как выглядят, а тем более поют щегол, клест, зяблик, чиж. Всего в вольере собрано около тридцати видов. Чтобы они пели, нужна тишина, поэтому впускают по 5-6 человек. И приготовьтесь к тому, что вам придется "поклониться" птичкам: с Петровской эпохи дверь в вольер очень низкая.
Вело-"пауки"
Велосипед - одно из немногих российских увлечений, к которому - по понятным причинам - не приложил руку Петр. Тут отличились Александр II, Александр III и Николай II. Реставраторам старинные модели достались в виде рухляди, но благодаря их усилиям мы видим уникальные экспонаты. Самый ранний из них был приобретен в Париже в 1867 году. Насколько комфортабельной была езда, свидетельствует прозвище "косто-тряс". Самые эффектные модели - выполненные в 1882 году в Англии и прозванные "пауками" (на фото). Для детей выпускали трехколесники "Кенгуру". Представлен велосипед-тандем Николая II, и уж совсем экзотика - громоздкий велосипед-тренажер начала прошлого века.