— Максим, после победного матча со сборной Канады (наши выиграли 5:4 в овертайме. — А. К.) игроки сборной России отправились из Квебека на самолете в Москву, вы же отбыли в Петербург…
— Да, очень соскучился по семье. Жена и дочки ждали меня дома. Залетел на денек к ним.
— А на прием к президенту Медведеву все-таки попали?
— Ну конечно. Ребята на сутки позже в Москву прилетели. Так что успел.
— К президенту с супругой ходили? Разрешали брать жен?
— Конечно. Все ребята были с супругами, подругами. Некоторые своих из Канады привезли.
— Что запомнилось на встрече?
— Да не помню, честно говоря. Ничего впечатляющего.
— Вы устали, наверное. Или эйфория после победы была?
— Устал, вы правы. Как другие ребята держались, вообще не знаю. Я-то хоть домой успел заскочить, а они сразу после самолета в Кремль. Небритые, немытые…
— Вы знаете, что до хоккеистов на приеме у президента побывали игроки и тренеры петербургского «Зенита»?
— Да. Очень рад за них. Победу «Зенита» в Кубке УЕФА и наш успех в Канаде разделили несколько дней. Так что они во многом символичны. К сожалению, финальный матч «Зенита» в Манчестере я не видел. Нам сообщил о победе земляков пресс-атташе сборной России.
— Вы тоже выиграли первое золото в составе сборной. Счаст.ливы?
— Конечно. Можно сказать, что этой победы мне в жизни не хватало.
— Еще какие мечты остались?
— Ну, еще Олимпиада есть, которая, кстати, тоже пройдет в Канаде (в Ванкувере, в 2010-м. — А. К.).
Сбежал из НХЛ
— Какое, на ваш взгляд, главное качество этой хоккейной сборной? Все-таки за 15 лет много команд собирали, а золото завоевала именно эта.
— Большинство игроков, собранных в этой команде, участвовали и в других крупных турнирах. Только нам не везло. Чего-то все время не хватало. Возьмите тот же чемпионат мира в Москве (проводился в 2007-м. — А. К.). Команда выглядела сильнее всех, однако в овертайме полуфинального матча проиграла финнам в результате нелепой ошибки. В 2002-м нам помешал завоевать золото бросок словака Бондры за несколько секунд до финальной сирены… Так что первое или второе место — во многом стечение обстоятельств.
— Вам легко игралось под руководством Вячеслава Быкова? Этого тренера с положительной стороны отмечают все хоккеисты. А предыдущих российских специалистов зачастую ругали, делали козлами отпущения…
— Дело в том, что Быков сам играл в хоккей, хорошо понимает психологию игроков, поэтому проблем с ним не возникает. Вячеслава Аркадьевича еще очень выручает Игорь Захаркин, его помощник. У них разделение труда. В целом отличный дуэт.
— Чемпионат мира впервые проводился в Канаде. И впервые — на площадках уменьшенных размеров, если сравнивать с Европой…
— Вы знаете, мне очень нравится на них играть. Сил затрачиваешь меньше, хоккей более динамичный. Да, разница с европейскими «коробками» ощутимая, но перестроиться можно за один день.
— Тем не менее вы в свое время сбежали из НХЛ, где выступали за «Миннесоту»…
— Ну, уехал я не из-за маленьких площадок. Просто не было взаимопонимания с руководством клуба.
Легких матчей не бывает
— Болельщики, конечно, все эти 15 лет сильно переживали по поводу отсутствия золота.
А вы лично — как профессиональный игрок?
— Профессиональные игроки, думаю, переживали еще острее. Ведь от нас кое-что зависело. Хотя чувства болельщиков мне понятны.
— Какой матч на чемпионате мира в Канаде был самым трудным?
— Легких матчей на турнирах такого ранга просто не бывает. Но по накалу, по драматизму все-таки выделил бы последнюю игру с канадцами.
— Россия, кажется, обыграла родоначальников хоккея накануне чемпионата мира в товарищеском матче 4:1…
— Не забывайте, что Канада в начале чемпионата мира и в конце турнира — две большие разницы. Тем не менее та победа, полагаю, помогла нам поверить в себя. Ведь по ходу чемпионата Россия не проиграла ни одного матча.
— Дочки ваши чемпионат смотрели?
— Да, были в шоке, очень переживали. Младшая у меня еще не говорит, а старшая, когда приехал, прочитала мне стихи: «Мы верили в победу, и вы не подвели! Медали золотые в Россию привезли!» Так что болеть они уже научились (смеется).