«Стыдно, что есть нечего»
Мы отправляемся с одним из автобусов в южном направлении, второй идет на север Петербурга. В меню - суп, хлеб и чай. Первая остановка - недалеко от железнодорожной станции «Сортировочная». В ожидании горячего ужина на улице толпятся человек 15. Сразу примечаю даму в приличной норковой шубе. Бомж Саша, увидев мое изумление, поясняет:
- Я один раз тоже на помойке шубу норковую нашел. Висела прямо на мусорном баке, на плечиках. Пришлось пустить на подстилку.
Сам Александр сейчас живет в подвале, но постоянно «переезжает» - милиция гоняет.
- Один раз я так обустроил подвал - загляденье, - продолжает Саша. - Часы у меня были, машину стиральную на помойке нашел, отремонтировал, установил. Но все равно прогнали. Видон у меня не очень. А вот семья учителей тут в одном подвале живет - так их не гоняют. С квартирой обманули, куда людям деться.
- Найти работу без регистрации сейчас нереально, - жалуются бездомные. - Можно вагоны разгружать - 300 рублей за раз… Или листовки на улицах раздавать - 100 рублей час, но для этого «надо иметь приличный хариус». Вот и приходится питаться объедками на помойках или просрочкой, которую супермаркеты выставляют у черного входа. Нормально поесть мы можем только благодаря «автобусу».
Получив порцию горячего супа и кусок хлеба, «клиенты» садятся ужинать прямо на снег. А вот «домашние» (так здесь называют тех, кто имеет жилье) отходят подальше. В основном это пенсионеры.
- Стыдно им, что под старость лет приходится жрать вот так… на снегу… в мороз. А тут еще вы с фотоаппаратом, - поясняет Александр.
В толпе жующих бесплатный ужин мы заметили и двоих детей 10-12 лет. После трапезы без-домные выстроились в очередь к соцработнику Дмитрию. Одни просили помочь восстановить документы, другие закатывали штаны и рукава - показывали раны, волдыри, обморожения. Бомжей без документов в больницы никто не принимает, и «Ночной автобус» - их единственный шанс получить хоть какую-то медицинскую помощь. Раз в неделю сюда приезжает медбрат Алексей - перевязывает, помогает… Добровольно и бесплатно. Как и все волонтеры.
Тушенка в подарок
Волонтеры, работающие на проекте, - вообще отдельная тема для разговора. Водитель Саша и волонтер Настя познакомились прямо на работе, в «Ночном автобусе». Поженились, недавно родился малыш, но все равно сегодня едут кормить бродяг.
Студентка 5-го курса Санкт-Петербургской академии управления экономики Вика Рыжкова уже почти год раздает обеды бездомным.
- Многие выживают только благодаря нашим обедам. А как они радовались, когда мы на Новый год привезли подарки! Каждый получил банку тушенки, два мандарина и две конфеты «Коровка». Они нас тоже поздравляли. Один дедуля, «домашний», конфетку мне подарил. У них ведь у каждого своя история. Был молодой парень, у которого дом в Ленобласти сгорел - пришлось переехать в подвал. Заметила, что в последнее время он к автобусу за едой не приходит. Оказывается, поступил в техникум, и ему в общежитии комнату выделили. Приятно, что до этого момента мы помогли ему дотянуть. Разве ночной клуб или еще какая «тусовка» даст мне такое ощущение значимости и нужности? Мы, кстати, должны работать в марлевых повязках, но с удовольствием бы их не надевали. И так людям несладко, а тут еще мы в «намордниках».
Еда из ресторана
На второй стоянке (платформа «Лигово») народу было чуть больше. Многие были уже подшофе. Несмотря на это, бездомные стояли стройным рядом, женщины впереди.
- Они всегда пропускают дам и детей вперед, заботятся, чтобы всем хватило еды, - поясняют волонтеры.
Трапеза начинается с благодарности всему составу «Ночного автобуса» - тут их знают поименно.
- Давно вас не видел, так соскучился, - сетует бездомный дядя Валера.
- А где были-то? - интересуюсь.
- Так в тюрьме. Елку на Новый год хотел срубить - продать. Пятнадцать суток дали. Праздники за решеткой встретил. Все время тухлой селедкой кормили. А вот ребята нас хорошо кормят - молодцы.
Дядя Валера живет прямо в подъезде одного из домов по улице Пограничника Гарькавого. Жильцы его не гонят, наоборот, на Рождество подарили ковер. За это он им помогает перетаскивать мебель и чинить бытовую технику.
Замечаю, что на этой стоянке в пластмассовые миски наливают совершенно другой суп: густой, наваристый, с большими кусками мяса. Оказалось, его приготовили не в социальной столовой, а в одном из крупных отелей Петербурга. В качестве благотворительной помощи повар-иностранец варит специальный суп для бездомных. Иногда даже попадаются креветки и оливки. Большинство, правда, даже не знают названия этих продуктов.
***
Честно говоря, было страшно смотреть, как люди радуются тарелке супа, куску хлеба… Спрашивают, можно ли добавки и хватит ли другим… просят налить супа в бутылку, чтобы завтра было чем пообедать… Но скоро «Ночной автобус» может сделать свою последнюю остановку.
- Мы работаем с 2002 года, и в основном все это время «Ночной автобус» финансировался из Европы, - говорит координатор проекта Андрей Чапаев. – Сейчас европейцы прекратили давать деньги - кризис, да и отношения с Россией в последнее время ухудшились. В данный момент помогают Петербургская епархия и «Хлебный дом» - они дают хлебобулочные изделия, суп готовят в одном из отелей Петербурга и некоторых социальных столовых. Причем в этом году часть районов уже отказалась с нами сотрудничать, пришлось сократить объем выдаваемой пищи в разы. На южном направлении помогает только Красносельский район. Сейчас главное - не оставить людей без еды в морозы, ведь в среднем в день к каждому автобусу подходят около 100 человек. И это не только бездомные, но и пенсионеры, которые просто не могут прокормиться, дети. Был преподаватель одного из петербургских университетов. Днем лекции читал, вечером приходил к нам… за едой. Надеемся, что кто-то согласится помочь этим людям.
Интересно, что практически все фирмы, помогающие «Ночному автобусу», принадлежат иностранцам. Спрашивается, какое им дело до наших бродяг, пенсионеров, детей, которым нечего есть? Значит, есть дело… Возможно, и россиянам на них не наплевать?
Те, кто хочет помочь «Ночному автобусу» продуктами, бензином, ремонтом автомобиля или просто стать волонтером, могут звонить по телефону 974-84-42.