Хип-хоп по-консерваторски
- Ребята, сейчас вы выступаете на концертах вместе с ансамблем Ростовской консерватории - союз, надо сказать, необычный. Чья была идея?
Влади: - Вероятно, моя. Эпатировать мы, действительно, хотели. Хотя нельзя сказать, что идея новаторская от и до, потому как нечто подобное в хип-хопе время от времени бывает: рэп-группа выступает с «живыми» составами. Мы собрали коллектив из музыкантов, которые относятся к нашей консерватории, отсюда и название – ансамбль Ростовской консерватории.
- Как профессиональные музыканты отреагировали на ваше предложение выступить вместе? Они люди консервативные, а в текстах «Касты» и ненормативная лексика бывает.
Влади: – Консерватория – это высшее учебное заведение для музыкантов, она как университет для представителей других профессий, поэтому консерватизма особенного не наблюдается. Это молодые ребята, которые открыты для музыки в широком смысле: хип-хоп музыка им не менее интересна, чем джаз и прочее. Всю музыку полностью играет ансамбль: гитара, бас-гитара, барабаны, клавиши, духовая секция – саксофон и тромбон. А DJ Хобот все это приправляет скретчем.
- Вы запишете все это в студии?
Влади: - Я думаю, больший интерес вызывает концерт, а не запись. Хотя мы записываем концерты, чтобы потом выпустить их на DVD.
Какой он, русский рэп?
- Чем отличается столичный рэп от провинциального? (Дима)
Шым: - Как такового столичного рэпа я не знаю.
Влади: – Как и провинциального.
Шым: – Все зависит от группы. Можно, конечно, школы какие-то выделить, общие тенденции. Например, на Урале есть своя манера очень юморного содержания и своеобразной формы – там произношение хитрое, - и можно узнать, в принципе, что это уральцы. В Питере тоже есть что-то типа школы. Южан, наверное, можно распознать… Но это все происходит каким-то нецентрализованным способом. Это не какие-то анклавы…
- Когда мы говорим «русский рок», мы примерно понимаем, о чем идет речь, хотя и тут все не так однозначно. А что такое русский рэп? Прижился ли он вообще в России? (Алена)
Шым: - Говорить о том, какой он, русский рэп, еще рановато, потому что мы еще сами не понимаем до конца. Но то, что это явление существует, точно. И ежегодные номинации на центральных музыкальных телеканалах (хотя они и бывают весьма спорными) тому подтверждение.
- Вы как-то говорили, что отходите от уличного рэпа. Что вы имели в виду? (Alex)
Влади: - Да, это мы говорили. У нас просто меньше песен, в которых герой тусуется на улице, пьет пиво, собирается с компанией, - в общем, проводит время на свежем воздухе. Теперь действие наших песен чаще происходит в помещении…
Шыв: – В домах...
Влади: - В транспорте. Мы уже не уличные ребята, домашние…
Шым: – Ну и плюс нас уже впускают в общественные заведения.
- Тусуетесь ли вы с коллегами по цеху? Что интересного происходит в русском рэпе? (Дина)
Влади: - Самое интересное, что происходило за последнее время – это телешоу «Битва за респект». Были собраны наиболее перспективные конкурсанты, одиннадцать человек, которые действительно заслуживают внимания и интереса к себе. Они соревновались в том, кто из них лучше сочиняет, кто лучше читает. Победил рэппер из Москвы Нэл.
Хамиль: - На таких мероприятиях мы как раз пересекаемся – есть о чем поговорить, поделиться опытом.
«Каналы просят: только без наркотиков!»
- Как у «Касты» складываются отношения с радио и телевидением? Понятие «неформат» сильно мешает? (Читатель)
Влади.: - Наш лейбл с успехом поддерживает связь со средствами массовой информации и, в общем-то, неформат не мешает. Отчасти помогает. В этом плане все неплохо, потому что жанр действительно стал прочнее, стал на ноги. И в средствах массовой информации ни для кого ни секрет, что русский рэп имеет большую аудиторию, и если на это не обращать внимания, то каналы и радиостанции просто потеряют зрителей и слушателей, а значит, и рекламодателей. То есть, это полноценный жанр, явление состоявшееся, и в коммерческом плане, и в культурном. Рэп – это хороший игрок сегодня в медиапространстве.
- У нас в гостях был режиссер Юрий Грымов, который стал известен тем, что снимал клипы. Он больше не делает этого, потому что считае: клипы стали не нужны - в России больше нет шоу-бизнеса.
Влади: - Это очень левая позиция, крайне левая.
DJ Хобот: - Он, наверное, имел в виду, что нет такого шоу-бизнеса как на Западе.
Влади: - Ну, такого-то и не было! Его высказывание предполагает, что когда-то он вроде бы в России и был.
Шым: - Если я его правильно понял, то, и, слава богу, что такого шоу-бизнеса больше нет. Тогда мы ждем появления другого шоу-бизнеса и хорошо, что Юрий Грымов перестал снимать видеоклипы.
Влади: - Хотя креатив у него хороший. На самом деле, мы сняли три ролика на наши песни, и их активно крутят на телевидении.
Шым: - Только просят: пожалуйста, без наркотиков, оружия и алкоголя, сигарет в кадре – это требования почти любого телеканала.
Змей: - И мы все прячем.
- Как вы относитесь к Интернет-пиратству? С одной стороны, Сеть помогает раскрутиться почти за даром, с другой – нет смысла записывать диски, так музыку можно скачать бесплатно (Jack)
Влади: - С этим уже ничего не поделаешь – треки, прежде всего, появляются в Интернете, и их можно скачать и послушать бесплатно, вопреки желанию автора. С этим приходится лишь мириться, а с другой стороны, компакт-диски все еще есть на прилавках, они все еще нужны людям. Есть концерты, которые нельзя растиражировать в Интернете таким образом, чтобы получить достаточный комплект впечатлений от восприятия, и вот концерты, в общем-то, и спасают ситуацию, потому что на концертах происходит очень много чего, что может дать артист зрителю.
Шым: - Мы практически возвращаемся к той ситуации, когда не существовало механизма записи звука, и тогда молва шла впереди. А сейчас впереди артистов идут их записи, и потом люди приходят на концерт. Поглазеть (смеется).
Есть ли жизнь не «в телевизоре»?
- Сейчас в Интернете большой популярностью пользуется песня про блатной «Номерок». Она вызвана вашей нелюбовью к определенной категории автолюбителей? (User)
Влади: - Саму идею предложила группа «Крестная семья» из Ставрополя. Они инициаторы этого трека, я лишь развил сюжет. Просто это особое явление российской действительности – молодые люди, которым родители покупают хорошие автомобили, автоматически чувствуют себя людьми высшей категории и всячески дают это понять на дорогах. В то время как на то нет никаких оснований. В этой песне нет никакой морали, это просто зарисовка такого забавного, любопытного исхода этой ситуации.
Шым: - Ну и здесь надо добавить, что запись этой песни и съемки клипа проходили при финансовой поддержке управления ГИБДД по Южному федеральному округу и в рамках федеральной президентской программы по улучшению психологического климата на дорогах… И профсоюз автолюбитей поддержал.
- А как реагируют сами стражи порядка, они же в этой песне предстают как восстанавливающие справедливость?
DJ Хобот: - Любят, поют!
Шым: - Они спрашивают: «Это ты «Каста»?» (смеется)
Змей: - Меня один раз остановил гаишник. Я говорю: ну, нарушил, извините. Я из группы «Каста». Опаздываю на концерт. Он: да? Ну, подари мне диск, докажи, что ты здесь. А у меня в машине случайно оказался диск с инструментальными версиями песен, и на обложке меня нет.
Влади: - Было время, когда Змей в составе «Касты» не присутствовал, тогда этот диск и был записан.
Змей: - Я ему вручаю, а там на переднем плане сидит Хамиль с магнитофоном. Гаишник посмотрел на обложку: «Ну да, похож!» (смеется) То есть, можно говорить, что я Олег Газманов.
- В песне «Вокруг шум» вы «проходитесь» по образу жизни большинства обывателей: по будням – сериалы «для умственно отсталых», в выходные -магазины. Наболело? (АК)
Шым: – Вы абсолютно правы. Эта песня специально написана для выполнения упражнений по промывке мозгов, чтобы они не заплывали жиром. Мы сняли на нее немного шокирующее видео, напоминающее людям о том, что за телевизором, справа от него или за твоей спиной может быть что-то такое, что не покажут по «ящику».
- А что, на ваш взгляд, может растормошить заплывшее жиром общество?
Влади: - Нужно просто меньше думать о потреблении…
Шым.: - И больше - о производстве. Когда человек становится производителем товара, то в обществе нормализуется товарно-денежный оборот и отношения.
- Столицей русского рока является Питер. А рэпа - Ростов? (Денис)
Влади: - Столицей рэпа считается Нью-Йорк. Если говорить о русском, то опять-таки Питер, потому что здесь действительно рэп находится на той ступени, к которой нужно стремиться другим городам страны. Мы любим выступать здесь, это один из самых важных городов для нас, для нашей творческой судьбы.
- Ребята, чем вы увлекаетесь кроме музыки? (Igor)
Влади: - Я недавно увлекся фотографией.
Шым: - Я увлекаюсь велосипедами.
Змей: - Я увлекаюсь автомобилями. Коллекционирую их. Пока у меня одна машина (смеется).
- Я знаю, что родители Змея очень мечтали о спортивной карьере сына.
Змей: - Очень хотели. Да. Если бы я не занялся рэпом, то наверняка стал профессионально играть в баскетбол и добился неплохих успехов: у меня были задатки.
Шым: - Я вот тоже думаю, что если бы не занялся рэпом, достиг бы успехов (смеется). В хирургии или коллекционировании.
Влади: - Мы уверены, что не увлекись рэпом, мы бы достигли больших успехов. А так, что имеем, то имеем.