Юрист специализируется на "автомобильных" делах.
Нанять охрану?
- "АиФ": В последнее время высокопоставленные чиновники и их дети все чаще становятся виновниками страшных ДТП. В результате расследования выясняется, что «бабушка сама под колеса бросилась» или видео с места происшествия чудесным образом исчезло…
- Владимир Гарнин: Как показывает практика, в таких случаях на справедливую работу следователей рассчитывать не стоит. Необходимо своими силами собрать нужную информацию, отыскать свидетелей, сделать фото- и видеосъемку с места происшествия, найти камеры видеонаблюдения, которые могли снять момент ДТП. Одним словом, грамотно подготовиться к судебному разбирательству.
Не так давно на трассе под Гатчиной произошла крупная авария - погибли два человека, пострадала беременная женщина. Машину, в которой они находились, протаранил сотрудник ГИБДД, выехавший на своем авто на встречную полосу. В оформлении ДТП был явно виден умысел сотрудников инспекции выгородить своего коллегу. И только благодаря родственникам потерпевших и их адвокатам удалось собрать доказательства вины инспектора. Уволили его, как это бывает, задним числом. Разбирательства ведутся до сих пор.
Что касается чиновников, то тут работает «телефонное право» и повлиять на это фактически невозможно. Если нет веских доказательств, а участники и очевидцы ДТП дают противоречивые показания, то, по закону, может быть вынесено постановление о невозможности установить виновного. И дело будет прекращено.
- "АиФ": Знаете ли вы случаи, когда «вип-водители» были все же наказаны?
- В. Г.: Нет. Немногие хотят связываться с сильными мира сего. Для этого нужно обеспечить себя не только хорошей доказательной базой, но иногда и охраной. Например, когда я сделал заявление, что в ДТП на Невском проспекте (когда автобус вылетел на тротуар и сбил пешеходов), виноват не только водитель, но и чиновники, у меня на доме появилась надпись - «Ты мертв». Может, совпадение, а может, и предупреждение. Но я бы не стал равнять всех чиновников под одну гребенку. У меня в практике были случаи, когда дети «должностных лиц» становились участниками аварии и родители им говорили: «Сам попал, сам и выпутывайся».
«Бардак» выгоден
- "АиФ": Вы защищаете Юрия Мазина, того самого водителя, который на пешеходной части Невского сбил людей. Следствие заявило, что всему виной человеческий фактор. Вы же сказали, что ваш подзащитный управлял «автобусом-убийцей»…
- В. Г.: Согласно автотехнической экспертизе, проведенной госучреждением, рулевое управление, тормозная система, колеса и канал управления двигателем автобуса на момент осмотра находились в неисправном состоянии. У меня есть показания другого водителя, который отказывался садиться за руль этого автобуса, назвав его «убийцей». Однако Юрий Мазин свою вину признает. В тот момент, когда он подъезжал к остановке и нажал на тормоза, они не сработали. С точки зрения правил он должен был ехать прямо и ударить впереди стоящий автобус. Но водитель произвел отворот руля и выехал на тротуар. Ему предъявлено обвинение по статье 264 УК РФ «Нарушение ПДД, повлекшее гибель двух и более человек». На лояльность приговора, думаю, рассчитывать не стоит. Но ведь и «Пассажиравтотранс», выпустивший этот автобус на линию, должен ответить. Интересно, что после ДТП водителя лично пригласили на беседу чиновники, спросили о положении дел в парке. Как будто не знали, что там такой «бардак»…
- "АиФ": Если «бардак» с общественным транспортом, что же тогда говорить о маршрутках…
- В. Г.: Если «Пассажиравтотранс» несет хоть какую-то ответственность, то с частными маршрутками ситуация иная. Это способ зарабатывания денег, где все средства хороши. Выгодно взять водителя на минимальную зарплату и поставить перед ним план, чтобы он его выполнял любыми способами. К слову, около 40% водителей питерских маршруток даже не говорят по-русски, а 50% не умеют писать. Также выгодно вложить как можно меньше средств в ремонт автобуса. И зарегистрировать «предприятие» не законными способами, а по договоренности с определенными службами. Даже после громких ДТП с маршрутками ни один человек, выпустивший их на линию, за последние 5 лет не понес уголовной ответственности.
Но проблему эту решить можно - если маршрутки станут государственными, пойдут дотации из бюджета, а контролировать работу таких предприятий будут не только чиновники, но и общественные организации. Кстати, многие водители выступают за такой вариант. Другое дело, выгодно ли это тем, кто выше.
«Послать» инспектора?
- "АиФ": Мы все время спорим, как навести порядок на дорогах. В Грузии, например, на все машины ГИБДД установили видеокамеры. И там гаишники отныне взяток не берут…
- В. Г.: Думаю, камеры на автомобилях ГИБДД точно бы не помешали. Но, с другой стороны, крайне трудно прожить инспектору ДПС на зарплату в 10-15 тысяч рублей. Эту проблему тоже необходимо решать. Что касается штрафов, то за определенные нарушения их нужно увеличивать. Я бы, например, вообще предложил лишать водительского удостоверения за выезд на перекресток, на котором образовался затор. Так можно частично решить проблему пробок в городе. Русский водитель по природе своей хулиган. И если он чувствует, что не будет наказан за какой-то поступок, - он, скорее всего, его совершит.
- "АиФ": Вам лично приходилось давать взятку инспектору ГИБДД?
- В. Г.: Единственный раз, очень давно. Я воспринимаю инспекторов ДПС как представителей власти, понимаю, что они стоят, дышат этой грязью, газами, и их работе не позавидуешь.
А некоторые водители выходят из машины к инспектору и сходу начинают: «Ты не представился… А ну, предъяви удостоверение…». Какой реакции они потом ждут?
- "АиФ": Недавно московские инспекторы для поимки опасного преступника выстроили «живой щит» из простых водителей. В Интернете многие задавались вопросом, «почему их не послали куда подальше». А можно?
- В. Г.: «Посылать» никого не стоит. По закону, если инспектору необходим автомобиль для задержания преступника, вы не вправе отказать. Но тут стоит вопрос о вашей гражданской ответственности. А не об уголовной или административной. При этом сотрудники ГИБДД обязаны обеспечить безопасность водителей. Выставлять «щит» из машин с людьми внутри - это нонсенс! Что касается ущерба, то так или иначе его должны возместить. Однако сначала ГИБДД может предъявить иск к тем, кто «щит» протаранил, а уж потом расплатиться с водителями. Может пройти немало времени.