Новый год преподнес Петербургу и области страшный экономический сюрприз. 31 декабря 2010 года в поселке Ломоносовского района были обнаружены трупы зараженных Африканской чумой свиней (АЧС) поросят. Впоследствии был выявлен очаг заболевания. Он находился на территории поселка Володарский Красносельского района.
«АиФ-Петербург»: Василий Георгиевич, каковы результаты принятых мер по локализации и уничтожению очага африканской чумы свиней в Петербурге и Ленинградской области?
- Начало мероприятий по ликвидации и локализации очага африканской чумы свиней датируется 9 января 2011 года. Очаг выявлен 8 января и уже к вечеру производилось эпизодическое обследование этого очага. Если говорить об объеме проведенных мероприятий, то выполнено очень много. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга принято решение об отчуждении и уничтожении всего поголовья свиней в трех районах Петербурга. Петродворцовый, Красногвардейский и Пушкинский районы, согласно инструкциям по предупреждению и предотвращению распространения и африканской чумы свиней, вошли в границы очага инфекции. Всего отчуждено и уничтожено 1604 головы свиньи. На сегодня очаг локализован и ликвидирован. Согласно действующему законодательству, после локализации и ликвидации очага АЧС по истечении месяца можно снимать карантин, если не возникло других очагов инфекции.
«АиФ-Петербург»: Известен ли источник заражения, приведший к вспышке АЧС в Санкт-Петербурге?
- Африканская чума свиней не опасна для человека. Некоторые граждане-предприниматели, несмотря на грубое нарушение закона, в личных интересах сбывают мясо инфицированных животных. Это и становится одним из основных факторов распространения болезни. Цепь замыкается таким образом: человек потребляет мясо в пищу, остаются какие-то пищевые отходы, которые в конечном итоге и попадают в пищу животным.
Что касается конкретно этого очага, его местонахождения установили правоохранительные органы. Нам известно, что предприниматель использовал для корма свиней пищевые отходы. Эти отходы приобретались на предприятиях Санкт-Петербурга, в том числе и в учебных заведениях. А что такое учебное заведение? Оно собирает учащихся со всей России, в том числе и с Южно-Кавказского округа. Вполне вероятно, что кто-то из учащихся использовал продукты, привезенные с собой. Они и послужили источником заражения.
Санкт-Петербург – это мегаполис, в том числе и крупный источник пищевых отходов. Если сегодня тотально взять под контроль ситуацию, связанную с обеззараживаем и утилизацией должным образом пищевых отходов, то частным подворьям будет не выгодно содержать свиней. Сегодня задача местной власти, органов санитарного и эпиднадзора в том, чтобы перекрыть все возможные каналы незаконной передачи пищевых отходов от предприятий гражданам для использования откорма свиней.
«АиФ-Петербург»: В ряде СМИ появилась версия, что вспышка африканской чумы свиней - акцией биотерроризма. Прокомментируйте, пожалуйста, подобные слухи?
- Когда возникает очаг особо опасной инфекции, после его ликвидации обязательно проводятся различные проверочные мероприятия правоохранительными органами в пределах их компетенции. Поэтому могу сказать однозначно, что Федеральная Служба Безопасности участвует в определении источников заражения. Я не могу комментировать выводы этой комиссии, но такой вариант не исключается. Тем не менее, основной фактор распространения инфекции - человеческий.
«АиФ-Петербург»: Чем опасна для человека инфицированная свинина?
- Согласно действующим санитарно-ветеринарным правилам продавать населению можно только мясо, полученное от здоровых животных. Во всех других случаях решение о реализации мяса принимается специалистом государственной ветеринарной службы. Это редкое исключение, когда мясо может быть разрешено для употребления в пищу, например, после термической обработки. При африканской чуме свиней любая продукция убоя и сами свиньи, больные или инфицированные, подлежат ликвидации путем сжигания.
Что касается недомоганий, как и многие другие вирусные инфекции, заболевания АЧС сопровождаются бактериальными инфекциями, такими как сальмонеллез, также мясо больных животных способно вызвать пищевую токсикоинфекцию.
Что касается характеристики заболевания: АЧС - это одно из самых опасных заболеваний среди скота, которое грозит сильными экономическими потерями.
«АиФ-Петербург»: Какой ущерб вспышка АЧС нанесла нашему региону?
- На сегодня точной цифры пока нет, потому что мероприятия ещё не завершены. Но могу точно сказать, что сейчас можно говорить о 10-миллионном ущербе.
«АиФ-Петербург»: Известно, какой урон был нанесен фермерам Петербурга и Ленобласти из-за вспышки АЧС?
- Отчуждение животных производилось на возмездной основе. Правительством Петербурга была установлена цифра 175 рублей за кг живого мяса. Вполне неплохая сумма. Но есть другой аспект: это цифра относилась к животным всех возрастов, среди которых и молодняк, и животные с откорма. Здесь присутствует явно упущенная выгода.
Отмечу, что вопросы, касающиеся возмещения при отчуждении животных, регулируется законодательством РФ. Тем не менее, законодательство не предусматривает компенсацию за упущенную выгоду, поэтому, конечно, владельцы животных от этого пострадали.
«АиФ-Петербург»: Понесли ли какой-нибудь ущерб крупные мясоперерабатывающие предприятия?
- Были приняты все меры, чтобы не допустить вывоза и оборота инфицированной свиной продукции с территории очага или первой очаговой зоны. Что касается деятельности предприятий, которые осуществляют производство, переработку и оборот продуктов и сырья животного происхождения, не связанных с данным очагом, по каждому из них ветслужба субъекта производила оценку ситуации и давала разрешения. Разговора о том, чтобы полностью запретить их деятельность, не было. Сами понимаете, это невозможно, так как они просто обанкротятся.
«АиФ-Петербург»: Министерство сельского хозяйства предложило запретить разведение свиней не только в Петербурге, но и в Тосненском, Лужском и Гатчинском районах Ленобласти. Почему выбор пал на районы, далекие от очага АЧС?
- Дело в том, что через эти районы проходит транспортная магистраль федерального значения. Здесь речь идет о создании коридоров вокруг транспортных магистралей на глубину 5-10 километров. Кстати сказать, этот вопрос целесообразно поставить вокруг свиноводческих хозяйств крупного типа. Например, в Тосненском районе есть агрохолдинг «Пулковский», который имеет порядка 20 тысяч свиней в годовом обороте. Вокруг таких предприятий целесообразно создавать санитарные зоны, свободные от животных, восприимчивых к африканской чуме. Это будет дополнительной защитой.
«АиФ-Петербург»: Правильно я поняла, что нужно в этих санитарных зонах убрать частные подворья, занимающиеся каким-либо животноводством?
- Да. Думаю, эти меры можно было бы реализовать, в том числе и с участием этих предприятий. Эти предложения озвучены, и они должны быть реализованы.
«АиФ-Петербург»: Наш регион не единственный, где была зафиксирована вспышка африканской чумы свиней. Где ещё эпидемия дала о себе знать?
- К сожалению, прогнозы, которые в конце прошлого года были озвучены главным государственным ветеринарным инспектором РФ, сбываются. Разговор шел о том, что ежегодно африканская чума свиней от сложившегося в течение года очага продвигается примерно на 300 км. В конце прошлого года, в начале текущего новые очаги инфекции возникли в Поволжье, в Астраханской области, вот сейчас в Волгоградской области и на Северо-Западе.
«АиФ-Петербург»: От АЧС пострадали не только свиньи, но и бездомные животные. В городе проходили митинги, акции протеста против уничтожения безнадзорных животных. Наш читатель спрашивает, являются ли бездомные собаки на самом деле переносчиками вируса?
- Инструкция мероприятий по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней предусматривает обязательную ликвидацию синантропные грызунов при очаге инфекции и при необходимости безнадзорных плотоядных животных. Плотоядные, охотясь за пищей, могут быть разносчиками останков, безнадзорно валяющихся трупов свиней. Так было в нашем случае. Как механические переносчики они создают определенную угрозу. Что касается мероприятий в Санкт-Петербурге, я лично участвовал в разработке программы по ликвидации этого очага. Наши специалисты управления Россельхознадзора в круглосуточном режиме контролировали исполнение этих мероприятий, и я могу сказать четко, что ни о каком отстреле животных речи не шло. Наши специалисты в очаге инфекции такого рода мероприятия не зафиксировали. Речь шла о снижении численности собак и кошек в очаге путем отлова и помещения в приют.
«АиФ-Петербург»: То есть массового уничтожения, о котором писали СМИ, не было?
- Такого рода информацией управление Россельхознадзор не располагает.
«АиФ-Петербург»: Согласно инструкциям по утилизации зараженного мяса, туши должны были сжигаться. Если туши сжигаются, то как бездомные животные могли повлиять на распространение инфекции?
-Дело в том, что, к сожалению, место нахождения очага африканской чумы свиней было обнаружено уже тогда, когда ни одной живой свиньи в подворье не осталось. А, по полученной информации, в этом хозяйстве было порядка 80 голов свиней. Если учесть, что владелец сознался, что 30 трупов он вывез на территорию Ломоносовского района, следует предположить, что возможна утечка мяса. Продукты убоя могли быть разнесены плотоядными животными.
«АиФ-Петербург»: Проводились какие-либо меры по уничтожению грызунов?
- Да, конечно, проводились. Грызунов там было очень много.
«АиФ-Петербург»: Они могли быть источниками вируса?
- Да. Стоит также учитывать, что безнадзорные собаки и кошки ловят грызунов. Это также является одним из факторов передачи инфекции. Поэтому определенную угрозу эти животные в распространении инфекции создают. Сегодня можно сказать, что очаг ликвидирован, и мы предполагаем, что рецидивов на территории Санкт-Петербурга не состоится только благодаря тому, что эти мероприятия в комплексе проведены. Все восприимчивое к инфекции поголовье на этой территории ликвидировано.
«АиФ-Петербург»: Почему до сих пор не изобретено лекарство, которое может вылечить животных от этой напасти или вакцина, которая позволит не заразиться другим?
- Как Вы уже знаете, возбудитель данного заболевания - вирус. И этот вирус имеет такие свойства, которые не позволяют выработать в организме животного иммунитета. А коль не вырабатывается иммунитет, невозможно создать и вакцину. Можно вылечить животное, уберечь его от гибели, но при этом он остается на всю жизнь носителем и будет выделять вирус в окружающую среду, что в нашем случае неприемлемо. Поэтому во всем мире лечение не применяется. Оно абсолютно не перспективно с точки зрения ликвидации очагов инфекции АЧС.
Полную версию интервью смотрите здесь.