Причина в очередном подорожании билетов на пригородные поезда. В январе правительство Ленинградской области отказалось согласовывать так называемый социальный тариф с перевозчиком «Северо-Западной пригородной пассажирской компанией» (СЗППК). Вся нагрузка по оплате проезда легла на плечи пассажиров.
На маршрутке дешевле
В редакцию приходят десятки писем от горожан и жителей области. Люди возмущены очередным подорожанием билетов. Стоимость проезда в пригородном железнодорожном транспорте выросла на 60 процентов.
«Нам обещали уменьшение тарифов, - пишет читатель Яков Алексеевич Дмитриев. - А что вместо этого? Я езжу на дачу до станции Толмачёво. Раньше билет стоил 191 рубль: дорого, но терпимо. И вдруг, на тебе - 267 рублей 60 копеек!
У нас, пенсионеров и ветеранов, чтобы выжить, осталась одна надежда - собственный огород. Получается, чиновники и сотрудники ОЖД отбирают у нас последнюю возможность выжить. При этом сервис в электричках как был ужасен, так и остался. Туалетов нет! Дети и пенсионеры проводят в электропоездах по 2-3 часа, куда податься?»
«Дорога от Выборга до Санкт-Петербурга подорожала с 193 до 262 рублей, от Луги - с 210 до 302 рублей, - жалуется другая наша читательница Евгения Симонова. - Большинство пассажиров не ждут электричек, а едут на маршрутных автобусах, ведь на них можно доехать всего за 150 рублей! Из Гатчины добраться на маршрутке до Санкт-Петербурга обойдётся в полтора раза дешевле, чем на электричке!»
Страдают садоводы
В феврале администрациями Петербурга и Ленинградской области были утверждены новые тарифы. Поскольку пригородные железнодорожные перевозки законодательно признаны социально значимыми, каждый субъект Федерации должен выплачивать перевозчику дотации, покрывающие его убытки. Ленобласть не видит обоснованности требований СЗППК ещё с 2009 года. Тогда она перестала выплачивать перевозчику дотации в том объёме, который просила СЗППК. Поначалу это привело к отмене ряда электричек, а сейчас - и к тому, что часть убытков СЗППК областное правительство переложило на плечи пассажиров. В итоге - рост тарифов на территории Ленобласти на 57%.
Повышение цен на билеты привело, в первую очередь, к увеличению количества «зайцев».
- Я взрослый человек, но больше не могу ежедневно оплачивать проезд из Тосно в Петербург, - жалуется безбилетник Роман. - Стыдно мне, взрослому мужику, бегать от контролёров, но платить каждый день 216 рублей туда и обратно больше не могу. Детей ведь тоже надо кормить.
- Подорожание привело к тому, что пассажиропоток в электричках упал на 16%, - признался «АиФ-Петербург» генеральный директор СЗППК Константин Воронцов.
Областных чиновников тоже можно понять. По последним исследованиям, лишь 5% жителей Ленинградской области ездят на электричках регулярно. Какой смысл компенсировать убытки из бюджета?
Страдают же от повышения больше всего петербургские садоводы. Начался дачный сезон, люди выезжают на свои участки. С рассадой особо от контролёров не побегаешь.
- В сложившейся ситуации пригородные железнодорожные перевозки становятся нерентабельными, - говорит руководитель службы корпоративных коммуникаций ОЖД Светлана Минина.
Некоторые эксперты уже прогнозируют гибель электричек как общественного транспорта. И даже называют срок - электропоезда окажутся подменены автобусами и маршрутками примерно через 2 года.