Примерное время чтения: 7 минут
34

Спекулировать на костях – страшнее, чем на них строить. Почему ветеранов не спросили про захоронения их боевых товарищей?

Далеко не все солдаты, нашедшие свою смерть как на линии фронта вокруг Ленинграда, так и в самом городе во время голода и бомбежек, были найдены, опознаны и погребены со всеми полагающимися им почестями. Многие до сих пор покоятся в сырой земле – там, где их настигла смертельная пуля, осколок снаряда или немецкий штык.

Конфликт в городе воинской славы

На территории России 37 городов воинской славы, которые буквально пропитаны кровью советских солдат. В 2011 году указами президента России Дмитрия Медведева в их число были включены окраины Санкт-Петербурга - сначала Колпино, потом Ораниенбаум.

К сожалению, в Колпино такое торжественное событие оказалось омрачено конфликтом вокруг мемориала колпинцам, погибшим, защищая Петербург от немецко-фашистских захватчиков на пересечение улицы Веры Слуцкой и Пролетарской. Состоявшаяся там панихида по захороненным на братском кладбище солдатам переросла в стихийный митинг, на котором несколько десятков местных жителей, а вместе с ними и настоятель Свято-Троицкого собора отец Александр, потребовали снести расположенный неподалеку торговый комплекс «Нева» и построить на его месте храм Святого Георгия Победоносца, в котором бы молились за упокой погибших воинов.

Подробный сюжет о случившемся скандале под видом журналистского расследования был показан 14 ноября на одном из региональных каналов. А уже спустя два дня в редакцию «Аргументов и фактов - Петербург» пришло открытое письмо Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Колпинского района г. Санкт-Петербурга, с которым петербургская редакция газеты сотрудничала в 2011 году во время проведения для школьников «Уроков мужества». Ветераны были задеты тем, что в телевизионном сюжете вопрос воинских захоронений поднимается без учета мнения самих ветеранов, которые в свое время дали свое согласие на стройку.

«Нас возмутило и оскорбило то, как хладнокровно, не учитывая нашего мнения – мнения людей, которые до последней капли крови защищали подступы к Ленинграду, поднимают вопрос воинских захоронений, - пишут в письме ветераны. - Если вспомнить военную историю Колпино, то здесь каждая пядь земли достойна мемориала. Также мы прекрасно понимаем, что развивающееся Колпино не может стать таким мемориалом, а использовать память о героях-колпинцах для разрешения личных интересов должно стать оскорблением для самих жителей. При строительстве комплекса, о котором шла речь в передаче, первыми, кого спросили разрешения на строительство, были мы. И мы, понимая и обсудив данный вопрос на Совете, решили, что Колпино надо развиваться и что здесь живут наши дети и внуки, которым дальше предстоит здесь жить и планировать свое будущее. У них должно быть то, чего не было у нас. На территории района есть достаточное количество захоронений, за которыми мы постоянно ухаживаем и к которым возлагаем цветы в памятные даты вместе с молодежью и жителями района».

Не спекулировать, а помнить

Ветеранов возмутило, что в передаче, авторы которой берут на себя ответственность выступать от имени народа, идет бесстыдная спекуляция на теме воинских захоронений в угоду чьим-то интересам. А тема эта действительно непростая. Чтобы разобраться в ней в редакцию «АиФ-Петербург» мы пригласили участников поискового отряда «Бeзымянный», которые на протяжении долгого времени ведут раскопки в окрестностях Санкт-Петербурга, в том числе и в Колпино. С поисковиками мы поговорили о том, где сегодня можно наткнуться на останки советских воинов и почему помочь восстановлению исторической памяти сегодня не спешат ни бизнес, ни чиновники, ни даже православная церковь.

По словам поисковиков, до сих пор все попытки создания сколько-нибудь подробной карты братских захоронений не увенчались успехом, хотя такая работа ведется. Связано это с тем, что государство до сих пор не рассекретило подробные военные карты ВОВ (масштабом от 500 метров и меньше), на которых и были отмечены военные захоронения. По этой причине говорить о точных границах мемориалов, не говоря уже о захоронениях, не приходится.

Поисковики собирают информацию по крупицам, натыкаясь на братские могилы порой совершенно случайно – после звонка прохожего, увидевшего торчащие из земли кости или осколок боевого снаряда. А звонков таких поступает огромное количество. При этом сами застройщики такие находки стараются не афишировать, не говоря уже о проведении предварительной экспертизы участка под застройку на предмет наличия там воинских захоронений. Это и понятно – такая экспертиза может сдвинуть строки строительства на неопределенный срок, что неминуемо увеличит расходы.

«За 7 лет к нам один раз официально обращались с просьбой обследовать территорию под строительство. – говорит командир отряда «Бeзымянный» Герман Сaкс. - Это случилось во время строительства часовни в Полежаевском парке Красносельского района. Там было обнаружено несколько взрывоопасных предметов, останков не нашли. Всё остальное – это пост-факт. Из-под тракторов летят кости - нам звонят прохожие или бригадиры. Так мы и получаем информацию. От застройщиков или организаций, которые хотят продать эту землю, ни одного официального обращения конкретно в поисковое объединение не было, кроме Епархии в отдельно взятом месте».

Не только бизнес, но и чиновники не спешат приглашать поисковиков к себе в районы, видимо, по тем же самым причинам – мемориалов в городе предостаточно, а земли для строительства жилья и объектов инфраструктуры с каждым годом все меньше. Пресловутой аксиомой «Город должен развиваться», конечно, нельзя оправдать возведение любого новодела, но и считать ее априори безнравственной тоже не стоит.

Кстати, также рассуждали и в послевоенное время, когда все силы советского народа были брошены на восстановление экономики. Многие территории, в том числе и на линии фронта, были отданы садоводствам, поисковые работы там почти не проводились, а сегодня часть этих земель уже застроена. Но и в самом Ленинграде активное жилищное строительство 50-80-х годов, когда город покрылся тысячами «хрущевок», зачастую велось на территориях бывших братских захоронений. Городские власти закрывали на это глаза, считая, что скорейшее обеспечение жильем ленинградцев - это лучшая память о воинах, павших в сражениях за лучшую жизнь. При этом недостатка в мемориалах и памятниках в Ленинграде не было, а Парад Победы каждый год напоминал советским солдатам об их славном подвиге.

Сейчас поисковики пытаются восполнить пробелы того времени, восстановить историческую память там, где это возможно. Их усилиями медленно, но верно список пропавших без вести во время Великой Отечественной войны сокращается. И хотя последнего павшего солдата все равно найти не удастся, поиски, тем не менее, будут продолжаться.

Воздать последние почести

А сейчас вместо того, чтобы кричать о попирании святынь, лучше позаботиться о том, чтобы двери перед теми, кто на голом энтузиазме пытается вернуть павшим героям их имя и воздать последние почести, были открыты.

Редакция «АиФ-Петербург» связалась с главой Колпинского района Дмитрием Кобицким, который выразил готовность встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию со всеми участниками конфликта вокруг братского захоронения в Колпино – и с представителями церкви, и с ветеранами, и с поисковиками. Журналисты «АиФа» готовы также принять участие в этой встрече.

Кроме того, мы передаем Санкт-петербургской Епархии просьбу от поисковиков содействовать во временном хранении на территории церквей и храмов останков найденных солдат. По словам Германа Сaкса, до сегодняшнего дня Епархия на такие просьбы никак не реагировала, а ждать процедуры захоронения порой приходится по несколько лет и хранить найденные останки иногда даже у себя дома.

«АиФ» будет следить за развитием ситуации.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах