Примерное время чтения: 7 минут
155

Блог Евгения Колесникова. Пожалейте полицейских - вместо поиска преступников они вынуждены плодить макулатуру

Фото автора

Вы возмущены: ну что за полицейские у нас, нет бы побегать за преступником, а они штаны протирают в тёплом отделе. Не спешите ругаться. Войдите в положение.

Давайте для разнообразия пожалеем наших полицейских. К концу этой заметки, если ты, читатель, не чёрств сердцем, то обязательно вздохнёшь над грустной долей стражей порядка.

Речь пойдёт об оперативных сотрудниках – «белой кости», что полиции, что милиции. Именно они собственно и занимаются раскрытием преступлений и арестом бандитов. Но в ... свободное время от многообразного письма и чтения! Ибо главные их спецсредства в схватке с криминалом - не «макаров» с наручниками, а авторучка и бумага, которая всё стерпит.

Что может быть важнее отчёта?

Типичный кабинет типичного оперативника. Десятки килограммов макулатуры: это отчёты, отчёты и отчёты. И вон он сам, погружённый в компьютер, с красными глазами, стучащий по клавишам с профессионализмом машинистки, изыскивающий всё новые формы казённой стилистики. Не секрет, что главный враг оперсотрудника уголовного розыска - не кровавый маньяк или серийный домушник, а - отчётность. Опер отчитывается за все мероприятия, за каждый свой шаг, который сделал и ...не сделал. Согласно внутренним нормативам, раз в месяц ценную информацию оперу должен предоставить «барабан» (сексот). Не предоставил, а это случается довольно часто - придумай и его самого и его ценную информацию. Да запротоколируй всё как положено. Провёл поквартирный опрос - будь любезен всё это в подробностях расписать. Написал наш брат, журналист, критическую статью о работе твоего отдела, подготовь докладную записку в главк, что, как, да почему. Формальность. Зато на десятках листов. И так далее и по любому поводу. Оперативники говорят мне:

- Вот чем на самом деле занимаемся... А люди на каждом форуме в интернете называют нас бездельниками, тунеядцами... А мы порой всю ночь отчёты пишем! Иначе проверяющие снимут премию, наложат взыскание, объявят выговор. Это в кино опера всё бегают за бандитами с пистолетами, а в жизни мы портим глаза от бумажек к тридцати годам.

У Александра II получилось как у Нургалиева

Казалось, почему бы не избавить оперативников от «литературной работы»? Но прошедшая только что реформа МВД этот важный вопрос не затронула. Но, может быть, раньше было лучше? Царь-реформатор Александр II не только отменил крепостное право, ввёл земские суды, он попытался сделать то же самое, что и Дмитрий Медведев с Рашидом Нургалиевым - провести реформу полиции. В отличие от последней, у царя она длилась целых пять лет (1863-67гг). В преддверии реформы офицер полиции и яркий публицист С.С. Громека в журнале «Русский вестник» писал: «Полицейскому чиновнику недостаточно всё видеть, всё знать, всё добро охранять, всё незаконное останавливать, всех нарушителей порядка задерживать; он должен, во-первых, всякое действие своё облечь в письменную форму для отчётности перед начальством, то есть: виденное записать, подписать и пригласить к тому посторонних свидетелей; всё слышанное исследовать (произвести формальное следствие), и, наконец, если нарушение маловажно, должен сам учинить суд и потом привести своё собственное решение в исполнение с надлежащим, разумеется, прописанием всех сих действий в различные журналы, протоколы, акты. Вот показательный пример. Разыскивалась девка Семёнова, разыскание прошло первую и вторую части и готово уже было перейти в третью, когда вдруг какой-то писец, знавший лично Семёнову, доложил письмоводителю, что девка сия умерла в 1847 году от холеры. Письмоводитель стал в тупик: что ему делать? Неужели возвратить переписку в полицию, когда она ещё не была в остальных четырёх частях? Нет, это невозможно; это значило бы произвести беспорядок, а письмоводитель, слава Богу, не революционер какой-нибудь! И вот он пишет: «Девка Семёнова умерла в 1847 году от холеры, а потому переписка передаётся в следующую часть». И дело о разыскании Семёновой, совершив законный путь, возвратилось в полицию при следующем донесении пристава шестой части: «Девки Семёновой, умершей в 1847 году от холеры, на жительстве и временном пребывании по разыскании нигде не оказалось» (статья «Два слова о полиции»). И вот после реформы и сам Громека и другие полицейские отметили: ничегошеньки не изменилось, как писали, так и пишем. А ведь реформаторы обещали освободить полицейских от бессмысленных бумажек.

Получается, от ненужной отчётности стражей порядка не смог избавить и сам великий царь-реформатор. После этого ругать Нургалиева как-то ... мелко.

«Я стараюсь жить в нравственной чистоте»

Ладно бы полицейских заставляли только писать. Но их ещё принуждают читать! В прошлом году петербургских стражей порядка озадачили неким «Антикоррупционным словарём». Оперативники говорили мне, что не знали, по прочтении, плакать или смеяться. К примеру, вот цитата из словаря: «Первым гаишником на Руси был Соловей-Разбойник. Он сидел у дороги, свистел и грабил». Скажите, бред? Бред. Но по нему полицейские обязаны были сдавать ... зачёт. А ещё полицейские вынуждены читать и выписывать за свои деньги всяческую занимательную (а вы сомневатетесь?) ведомственную литературу. Перечислять всю не буду, ну вот парочку только - газета «Щит и меч» - по одному экземпляру на 30 человек (стоимость одного выпуска — 816 рублей), журнал «Медицинский вестник МВД» - по одному экземпляру на подразделение (1308 рублей). И ведь всяческие «замполиты» ещё требуют перессказывать статьи оттуда... Но, пожалуй, верхом маразма явилась памятка, которую для петербургских оперативников разработала психологическая служба главка. О том, как расслабиться на нервной работе. Нет-нет, про алкоголь ни слова. Всё куда хуже. Операм рекомендуется (в момент усталости) проговаривать вслух:

Я довольно привлекателен.

Я стараюсь вести себя интеллигентно.

Я талантлив в некоторых областях.

Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.

Понятно, у оперативников столько важных дел, что им уже не до преступников. И важные чины «из штаба» не забывают подкидывать им всё новые возможности приятно провести время в письме и чтении. Вам, наконец, хоть немножечко стало жалко полицейских?.. И, может быть, фиг с ним, с вашим кошельком, а?..

P.S. Любопытный эксперимент сейчас проходит в Подмосковье. Если он сложиться удачно, МВД хочет перенести его на все регионы. Среди подмосковных участковых был распространен документ, который обязал полицейских собирать досье на жителей своих районов и передавать всю информацию своим непосредственным начальникам. Из выложенных в открытом доступе в Интернете образцов рапортов следовало, что помимо анкетных данных – полного имени, адреса, номера паспорта, состава семьи – досье включает информацию о заболеваниях (!), наклонностях, отношениях с соседями, политических взглядах (!), принадлежности к неформальным молодёжным группировкам. Кроме того, участковым предстоит выяснить, какими транспортными средствами, в том числе плавательными и летательными аппаратами, владеет гражданин, имеет ли он навыки в подрывном деле, каковы его сексуальные склонности (!) и какой материальный достаток он имеет. Естественно, отчёт об этом должен быть в письменном виде. Ежу понятно, что отчёты эти участковые придумают. И про сексуальные наклонности тоже...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах