Пора свернуть с ленинского пути
- Юрий Михайлович, вы как-то сказали: «Пора бы уже задуматься, почему в Европе все получается, как они хотят, а у нас как всегда». А действительно, почему?
- В развитых странах столетиями вырабатывалось уважение к праву, и к началу XX века оно стало инструментом защиты отдельной личности от произвола государства. В России в тот период Владимир Ульянов-Ленин заявил, что все это буржуазные «замашки» и закон - всего лишь орудие в руках господствующего класса. И таким орудием стала дубина. Вся история советского права - это непрерывная цепь унижения отдельной личности с помощью законов. В 80-х годах, к примеру, существовало правило - если ты уже являешься собственником дома, то второй иметь на праве собственности не можешь. Даже если получил его в наследство. В течение года будь добр продать. А в Лен-
области, например, покупателя дома определял облисполком. Четко было ограничено количество коров и свиней, которых можно было держать в личном хозяйстве, и даже предписывалась высота садового домика… Спрашивается, ну какое дело государству до этого? И так выросли поколения людей, которые поняли - от права ничего хорошего ждать нельзя. Сейчас, когда в России появляется новый закон, люди приходят к адвокату не для того чтобы спросить, как его эффективно использовать, а как обойти!
Пора бы уже государству поменять подобный подход к праву и начать воспитывать поколение россиян, уважающих закон.
- Россия считается одной из самых коррумпированных стран в мире. На ваш взгляд, как можно бороться со взяточничеством?
- Все 33 года, работая адвокатом, я вынужден наблюдать за взяточниками, взяткодателями, так что о масштабах и технологии коррупции в нашей стране хорошо информирован. Однако нормы профессиональной этики запрещают разглашение подобных сведений. Усугубление ситуации с коррупцией очевидно. Но, к сожалению, адекватного ответа со стороны государства мы не наблюдаем.
Важно, чтобы в городе постоянно возбуждались уголовные дела против взяточников-судей, чиновников, милиционеров… Ведь человек не совершает преступление в силу лишь двух причин - либо должного правосознания, которого у большинства россиян нет, либо из-за боязни быть наказанным. Надо возродить у взяточников чувство страха, дать понять им, что государство нашло механизм борьбы с коррупцией.
Недавно я был в Тбилиси, и мои коллеги-адвокаты рассказали, что всей дорожной полиции там в свое время выдали патрульные автомобили, оборудованные видеокамерами и аудиосистемами для записи разговоров. Через полгода почти на весь состав были возбуждены уголовные дела. Нам бы такой метод точно не помешал. А пока в России с коррупцией у нас борются с помощью картонных мечей и бумажных стрел.
Смертная казнь не поможет
- В последнее время правоохранители часто оказываются в криминальных сводках - стреляют по людям, насилуют… Чего стоит только выходка теперь уже бывшего начальника районного РУВД, полковника милиции, который устроил дебош в кафе и помочился прямо на посетителей…
- Реформирование правоохранительной системы просто необходимо. Помимо повседневной, кропотливой работы по декриминализации этой системы, нужно разработать и принять программу кадрового переоснащения органов МВД, рассчитанную на несколько лет. Подобрать две тысячи достойных молодых людей, изолировать их от милицейской среды, негативное влияние которой ощущается уже в курсантских коллективах, направить их на обучение полицейскому делу за границу. И пусть они заменят ключевые должности в системе МВД, что и приведет к ее оздоровлению. Другое дело, что, возможно, кому-то такая милиция невыгодна. Но общество это устраивать не должно. Согласиться с подобным - значит обречь наших детей на еще больший беспредел. Теперь что касается зарплаты. Нигде в Европе на улицах вы не увидите такого количества полицейских на душу населения, как в России. Любое государство разорилось бы, платя огромное содержание стольким людям. Так может, стоит увеличить в 10 раз зарплату достойным сотрудникам, чем платить унизительное жалованье коррупционерам?
Но мне бы не хотелось заниматься всеобщим очернительством. Потому что среди представителей правоохранительных органов есть очень порядочные люди, герои, в том числе и в Петербурге. Но, увы, их голоса тонут в общей массе.
- Обычно правозащитники выступают против смертной казни, но когда разговор идет о преступлениях над детьми, многие замечают - педофилы и детоубийцы жить не должны. Согласны?
- Я отношусь к числу тех, кто выступает против смертной казни. Причем осознание правильности такого подхода пришло с адвокатским опытом. Если вы хотите, чтобы педофилы убивали каждую свою маленькую жертву - ратуйте за смертную казнь. Больных людей страх перед смертью вряд ли остановит, а вот совершив насилие над ребенком, педофил его убьет… Чтобы потом его не смогли уличить в содеянном…
Педофилов нужно ловить на ранней стадии их преступных проявлений. Они должны знать - их контролируют.
Есть преступления, которые совершаются в лесу, в лифте, но бывают случаи сексуальных отношений с детьми за деньги, за подарки… Все это длится годами и с этим тоже надо бороться. А провести беседы с подростками в школе и выследить этих «щедрых дядь» несложно.
Могут осудить невиновного
- Скажите, а вы бы взялись защищать самого отъявленного убийцу?
- А кто сказал, что он убийца? Пресса, которая заранее объявила его виновным? Сегодня одни, совершив преступления, придут к невиновному человеку и скажут - напишешь явку с повинной о том, что все это сделал ты, если не желаешь беды для членов своей семьи. Доказательства виновности «явившегося с повинной» сфабрикуют. Тут-то и нужен адвокат, который бы разобрался в ситуации и не допустил несправедливости. Вот вам пример. Отпечатки пальцев всегда считались бесспорным доказательством. Но лет 20 тому назад, еще в Ленинграде, обнаружилось, что следователь и эксперт-криминалист договорились и перенесли отпечатки подозреваемого, которые он оставил на столе следователя, на бутылку, найденную на месте преступления. А человека на основании этого «бесспорного доказательства» осудили к лишению свободы.
- А были случаи, когда вы отказывались вести дело?
- Да, но давно. В Ленобласти девушка задушила своего грудного ребенка, и я должен был выступать в роли защитника по назначению. Когда я спросил ее - почему она пошла на это, последовал ответ: «Ребенок мне мешал жить». Ее ответ буквально раздавил меня, так как незадолго до этого я стал отцом первой дочери. От дела я отказался, хотя не имел на это права по закону… Сейчас я бы себе такого не позволил.
- Юрий Михайлович, признайтесь, хотели бы встретить старость в каком-нибудь правовом государстве… в тихом домике на берегу моря…
- Ни за что! Я люблю Россию и верю, что у нас все будет в порядке. Жалко, что моего века уже не хватит на становление в России действительно правового государства.