Отчего мы такие злые? Это обусловлено суровым климатом, историей, особенностями национального менталитета? «АиФ-Петербург» попробовал разобраться со специалистами.
Наследие СССР
- В периоды социальных и политических преобразований общество находится в стрессовом состоянии, - говорит Татьяна Маликова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ). - В первую очередь люди реагируют на изменения в жизненно важных сферах здравоохранения, образования, социальной защиты и правоохранительных органов. Их пугают нововведения, настоящее кажется нестабильным, а будущее неопределённым. Рано или поздно подобное напряжение выливается в агрессию. И многочисленные исследования показали, что в обществе, находящемся в переходном периоде, увеличивается число социальных психопатий. А значит, растёт число преступлений, суицидов и прочее.
Подобные всплески в России наблюдались во время революции 1917 года; в период после Великой Отечественной, когда резко возросло число убийств, так как покушение на человеческую жизнь перестало быть табу, а у населения появилось оружие. Сюда же можно отнести и «лихие» 90-е годы, и сегодняшний период преобразования многих систем в стране.
Однако и особенности государственного устройства здесь играют не последнюю роль. Например, ещё в 80-х годах было проведено сравнительное исследование асоциальных психопатов в Германии и России. Оказалось, что в СССР людей, игнорирующих общепринятые нормы поведения и способных на жестокие поступки, в разы больше, чем в ГДР.
Объяснить это можно нормами двойной морали, бытовавшими в СССР, считает Дмитрий Исаев, к. м. н., заведующий кафедрой клинической психологии СПбГПМУ:
- Декларируемые требования к моральному облику советского человека соблюдались зачастую лишь в лозунгах и на экранах ТВ.
В реальной жизни люди сталкивались совсем с другими принципами: «блат», возможность получить блага «вне очереди» заставляли обходить законы и «расталкивать соседей локтями». Умеющим так жить часто завидовали. Кроме того, требования к рядовому человеку были более жёсткими, чем к партийной верхушке. Всё это, безусловно, отражалось на психологическом состоянии общества, вызывало у людей чувство несправедливости, неудовлетворённости жизнью и влекло агрессию. Сейчас мы во многом наблюдаем схожую картину.
Личность обесценена
- Сегодня уровень агрессии в российском обществе гораздо выше, чем он был в СССР. И это уже стало реальной проблемой, угрожающей существованию государства, - комментирует ситуацию Юрий Веселов, доктор социологических наук профессор кафедры экономической социологии СПбГУ. - Даже если мы возьмём такую обыденную вещь как управление автомобилем, то увидим, что среднестатистический петербуржец делает это более агрессивно, чем европеец. Однако даже самый законопослушный финн, приехавший в Санкт-Петербург, спустя неделю начнёт водить автомобиль по нашим «правилам» - выезжать на тротуары, подрезать, не пропускать пешеходов…
Поэтому причины агрессии таятся не в психологических особенностях нашей нации, здесь я согласен с коллегами-психологами, а в социальном устройстве российского общества, которое просто провоцирует людей на агрессивное поведение. Все наши институты власти работают таким образом, что человек вынужден бороться за выживание. И зачастую жёсткими методами.
- На сегодняшний день у людей действительно мало возможностей добиться правды законным путем, защитить себя и близких, - дополняет Дмитрий Исаев. - Более того, даже выразить своё недовольство законным методом сейчас становится проблематичным. Подобное обесценивание личности в государстве приводит к тому, что человек перестаёт ценить как личность и самого себя, и окружающих.
- Неудовлетворённость человека собой и обществом в целом растёт и в итоге может привести к социальному взрыву, - говорит Вячеслав Аверин, доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии СПбГПМУ. - К сожалению, сейчас эмоциональная напряжённость в стране уже опасно высока.
Изменить ситуацию можно, вернув доверие людей к правоохранительным органам и другим институтам власти. Не менее важно людям начать преобразования и самих себя. Нам нужно научиться уважать себя, ценить своё Я и свободу.