Санкт-Петербург, 20 ноября – «АиФ-Петербург». На рекламном плакате нарисована парочка: мужчина интеллигентного вида в очках и рыжеволосая барышня в цветастом платье восседают на ключе от квартиры. Рекламный слоган гласит: «Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно, теперь удобно». Подобным шутливым образом рекламщики решили привлечь внимание потенциальных клиентов к сайту бесплатных объявлений «Из рук в руки», но, сами того не желая, попали в поле зрения сотрудников Федеральной антимонопольной службы.
Бдительное ведомство сразу почувствовало подвох в рекламе, и привлекло экспертов, которые выяснили, что данный плакат оказывает пагубное влияние на людей семейных и угрожает институту брака.
Все еще неудобно?
Необычная рекламная кампания была запущена Irr.ru осенью 2011 года. В Петербурге появились рекламные плакаты, рассказывающие, что было неудобно делать раньше, а сейчас – удобно. Так, по мнению создателей, стало проще продать дедушкину библиотеку, купить машину круче, чем у босса, найти бюст Крупской или даже отыскать мужа с пропиской и машиной. В сети же распространялись мультипликационные ролики на эту тему.
Но чувство юмора рекламщиков оценили не все. В ФАС поступила жалоба, мол, один из плакатов оскорбляет чувства семейных людей. Критики подвергся билборд со слоганом «Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно, теперь удобно». Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при ФАС России принял обращение к сведению и провел тщательное исследование. Выяснилось, что плакат и вправду посягает на высшую ценность человечества – институт семьи. По мнению специалистов, реклама демонстрирует оскорбительный образ социального поведения, а значит, нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Отметим, что в этой части закона говорится о том, что «в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста и языка человека.
Кроме того, эксперты напомнили, что согласно Конституции России, семья находится под защитой государства, а законодательство исходит из необходимости ее укрепления, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения. При этом под словом любовница принято понимать женщину, которую с мужчиной не связывают узы брака, а значит, реклама волей-неволей пропагандирует внебрачные связи.
Суд защитил семейные ценности
Летом этого года ФАС решило наказать создателей рекламы, которые «переступили» черту дозволенного. Ведомство наложило штраф на ООО «Пронто-Москва», в состав которого входит газета «Из рук в руки» и сайт irr.ru. За ненадлежащую рекламу медиа-холдинг должен был заплатить 110 тысяч рублей. Не трудно догадаться, что компания не согласилась с мнением чиновников и обратилась в арбитражный суд, чтобы оспорить вердикт.
Недавно стало известно, что арбитражный суд подтвердил справедливость решения антимонопольщиков, увидев угрозу в рекламном плакате. В постановлении суда говорилось, что в рекламе наличие любовницы дано как норма социального поведения мужчины: «Вместе с тем такое поведение оказывает разрушительное влияние на внутрисемейные отношения, подрывает нравственные устои семьи, психологический климат и доверие ее членов и как следствие влечет распад брака».
При этом в документе подчеркивалось, что наличие любовницы никогда не рассматривалось в России как социальная норма поведения и в целом осуждалось обществом, как в прежнее, так и в настоящее время.
В итоге рекламодатель, «погоревший на любовнице», все-таки должен будет уплатить штраф и убрать плакат, действующий разлагающе на мужчин.
«Реклама не влияет на появление адюльтера в жизни»
Отметим, что не все эксперты, опрошенные SPB.AIF.RU оценили бдительность надзорного ведомства. Так, по мнению Юрия Коробова, исполнительного директора Общественного Совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, запрет такой рекламы – проявление ханжества, а не заботы об институте брака.
«Каждый судит в меру своей испорченности. Если реклама сделана с юмором, то я не вижу в этом проблемы. Это какое-то ханжество», - заявил он.
В свою очередь известный петербургский сексолог, профессор, доктор медицинских наук Лев Щеглов выразил уверенность, что реклама, в которой упоминается любовница, не может угрожать институту брака.
«В нашем обществе есть другие разлагающие вещи: неверие ни в кого и не во что, воровство, которое стало синонимом слова «работа», насилие на телеэкранах. А тут ФАС напугало слово «любовница». С юридической точки зрения я не вижу в этом какой-то проблемы. С точки зрения вкуса: да, этот ход можно назвать пошлым и дешевым», - сообщил он корреспонденту SPB.AIF.RU.
Лев Щеглов подчеркнул, что реклама в целом не способна повлиять на появление адюльтера в жизни.
«Такая реклама никак не влияет на поведение взрослых людей. Возможно, она может оказать воздействие только на внушаемых подростков. У взрослых же уже сформировались некие правила своего поведения в обществе, которых они придерживаются», - пояснил он.