В декабре был подписан коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы. В нем удалось не только сохранить все прежние социальные льготы и гарантии для работников и пенсионеров компании, но и расширить их перечень.
Интересы железнодорожников и сотрудников других смежных организаций на Октябрьской железной дороге защищает Дорпрофжел. «Под крылом» этой организации сегодня порядка 110 тысяч человек. Председатель Дорпрофжел Александр Голубев рассказал в интервью «АиФ-Петербург» о том, какие проблемы помогает решать профсоюз тем, кто вступил в него.
Лучше, чем год назад
Надежда Плахова, SPB.AIF.RU: Безопасность движения всегда в приоритете ОАО «РЖД». Какой вклад вносит профсоюз в это направление?
Александр Голубев: Железнодорожный транспорт считается самым безопасным. Так сложилось исторически. В последние годы к вопросам безопасности выстроены и научный, и системный подходы, которые идут по разным направлениям и дают общий эффект. Октябрьская железная дорога (ОЖД) имеет высокий с точки зрения общемировой транспортной системы график движения поездов. 98,2% составляют пассажирские поезда, 99% – пригородные поезда. Это очень хорошие цифры. Надо понимать, что безопасность движения поезда на железнодорожном транспорте зависит от слаженности работы всех задействованных участников процесса. И, конечно, еще вопрос безопасности пересекается с системой охраны труда, обеспечения работников. Например, сегодня в ОЖД сотрудники полностью обеспечены спецодеждой. Если возникают какие-то локальные вопросы, они сразу решаются.
Во-первых, необходимо отметить, что для нас важен принципиальный подход к обеспечению безопасности. Такой же позиции придерживается и руководство магистрали. Каждый человек на своем месте должен решать поставленные задачи в соответствии с инструкцией.
К сведению, до 200 километров в час считается скоростным движением, свыше 200 километров в час – высокоскоростным. Самый быстрый «Сапсан» проходит расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой за 3 часа 30 минут. Требуется постоянное внимание к качеству инфраструктуры, чтобы в высокоскоростных поездах обеспечивался комфорт пассажиров.
Второй важный момент – это содержание всей техники. Поэтому большой спрос со всех участников организации движения, в том числе – с частных компаний, которые обеспечивают ремонт локомотивов.
И третье – это участие в обеспечении безопасности каждого из сотрудников. Около 650 работников магистрали являются общественными инспекторами безопасности движения. Они фиксируют технические нарушения, следят за технологией производства, за нарушениями конкретных работников. Допустим, где-то на путях неисправен светофор. Инспекторы оформляют замечание, и проблема решается. Главное – быстрая реакция руководителей подразделения на обнаруженные проблемы. Эта работа проводится на общественных началах. Компания видит положительный эффект от их работы. Лучшие награждаются грамотами, путевками, дополнительными днями к отпуску.
По последним данным, уровень аварийности на Октябрьской железной дороге снижен на 20% по сравнению с прошлым годом.
Новые меры поддержки
– Расскажите о новом варианте коллективного договора. Какие значимые изменения там появились?
– 7 декабря был подписан договор на предстоящий трехлетний период. В нем появились новые меры поддержки. Например, мы продолжаем активно развивать волонтерское движение.
Также в новом договоре введен ряд индексаций и других дополнений. Есть пункт об увеличении материальной помощи при рождении ребенка в семье сотрудника и при уходе за ним.
То есть новый договор улучшен. Он обеспечивает соблюдение трудового законодательства и еще примерно на 60% превышает гарантии в плане финансовой и социальной поддержки работников: бесплатный проезд один раз в год для работника и его несовершеннолетних детей, есть возможность заниматься фитнесом, разными видами спорта, посещать культурные мероприятия. Это поддерживает хороший социальный климат в коллективах. На исполнение коллективного договора компания ежегодно тратит более 120 млрд руб. в год и порядка 11–12 млрд – на полигоне ОЖД.
– Многие ковидные ограничения были сняты этим летом. Расскажите, как был организован детский отдых членов семей сотрудников ОЖД в этом году? Где отдыхали дети? В каких детских лагерях?
– Во многом нам удалось справиться с трудностями, возникшими из-за ковида. Среди сотрудников ОАО «РЖД» на Октябрьской магистрали было меньше всего заболевших. После снятия ограничений мы в этом году проводили детскую кампанию без численных ограничений. Только в летних оздоровительных лагерях дороги – в Тверской, Ленинградской и Псковской областях – были оздоровлены 1925 детей в три смены. 1221 ребенок съездил в Краснодарский край, где ребята отдохнули в лагерях «Жемчужина России», «Экспресс» и «Шахтинский текстильщик». Профсоюз совместно с руководством дороги проработал вопросы в части подготовки лагерей, безопасной перевозки детей, их питания в пути следования и страхования. Дополнительная часть путевок – 100 штук – были приобретены профсоюзом для многодетных и малообеспеченных семей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья мы провели акцию в Музее железных дорог России с экскурсией, питанием и интерактивом.
Поощрение и помощь
– В этом году стал возможен и отдых для взрослых. В каких культурно-массовых и спортивных мероприятиях принимали участие работники ОЖД?
– В первую очередь хотел бы разделить спорт и досуг. Профсоюз в основном выделяет путевки активистам, например, тем, кто достиг успехов в обеспечении безопасности, охраны труда, проведении массовых мероприятий.
Что касается спорта, в этом году мы по плану проводим все мероприятия. Сейчас сотрудники активно участвуют в соревнованиях по хоккею, футболу, сдают нормы ГТО.
Продолжает развиваться велосипедное движение. В предыдущие годы проводились велопробеги в честь 75-летия Победы, юбилея БАМа, других памятных дат. Компания видит желание работников передвигаться на двухколесном транспорте. Во многих подразделениях организованы велопарковки. Вы тоже можете видеть, как Санкт-Петербург развивает велосипедную инфраструктуру – появляются новые велодорожки. Недавно начали привлекать работников к северной (скандинавской) ходьбе. Кроме занятий с тренером нами организовано участие команды железнодорожников в нескольких городских соревнованиях в данной дисциплине.
Также при поддержке профсоюза железнодорожники участвуют в городских мероприятиях и марафонах. Например, международные марафоны «Белые ночи» и «Дорога жизни». Отдельно отмечу полумарафон на станции Лужская, который полностью организовывается усилиями работников и профсоюза.
Если говорить про культурные мероприятия, нами организуются различные концерты для ветеранов, концерты для членов РОСПРОФЖЕЛ и их детей. Обратили внимание на высокий уровень заполняемости залов – люди соскучились после ковидных ограничений.
– Железнодорожники активно принимают участие в волонтерской деятельности. Кто поддерживает их в этом?
– Этот год и в профсоюзе, и в РЖД связан с поддержкой волонтерского движения. Например, была создана «Добростудия» на Московском вокзале. Силами руководства ОЖД, профсоюза и банка ВТБ отдельные помещения определили для работы с волонтерами. Здесь появились система складов, помещения для обучения, проведения конференций и общения волонтеров друг с другом. Конечно, в этом году прорабатывались вопросы, связанные с СВО, а также другие направления: поддержка ветеранов, экология, профориентация с детьми, забота о животных и ряд других направлений, связанных с добротой и поддержкой населения.