Каждый день по всему миру появляются десятки новых трендов. Одни из них не приживаются и забываются очень быстро, другие закрепляются в сознании миллионов и из модного течения превращаются в образ жизни. Так случилось и с экологией, которая является главной повесткой многих стран уже более 10 лет. Причем заинтересованность этой темой и ответственное потребление проявляется в разных масштабах: от отказа использования одноразовых стаканчиков и сортировки бытового мусора, до внедрения глобальных современных технологий в производство, призванных бороться с экологическими проблемами. Мы поговорили с соучредителем компании SIA EGG ENERGY Овиком Леонардовичем Мкртчяном об эко-трендах последнего десятилетия.
Отказ от топлива
Первый электромобиль был создан в далеком 1841 году, и до 1920 года электрокары не уступали по популярности автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, однако позднее их выпуск прекратился. Интерес к этой теме возвратился лишь в 90-х годах, когда стала расти цена на нефть, а вместе с ней и влияние защитников экологии. Сегодня крупные автоконцерны, среди которых BMW, Nissan, Mitsubishi и другие бренды, стали выпускать все больше электрокаров, тем самым задавая тенденцию на их приобретение. По прогнозам аналитиков, к 2025 году от транспорта на топливе откажется Норвегия, к 2030 году – Германия, Ирландия, Израиль, Индия и Нидерланды. Безусловно, эта тенденция дойдет и до России, однако отказу от топлива в нашей стране препятствует множество экономических факторов.
Борьба с пластиком
Еще один тренд, который прочно вошел в жизнь и проявляет себя по-разному: от производства одежды и обуви из переработанных материалов, до отказа от полиэтиленовых пакетов и замены одноразовой посуды на многоразовые контейнеры. Такой подход обусловлен экологической ситуацией в мире. Согласно исследованиям за последние 10 лет в мире было произведено больше пластиковых изделий, чем за предыдущие 100 лет, а количество мусора, который на сегодняшний день плавает в северной части Тихого океана, увеличилось в 100 раз.
Переход на «зеленую» сторону
Экологический апгрейд в этом направлении также затрагивает разные аспекты жизни и проявляется и на бытовом, и на глобальном уровне. Сюда можно отнести и осознанное питание с сокращением потребления мяса, и отказ легкой промышленности от использования натурального меха, и внедрение «зеленых» стандартов в бизнесе. Ярким примером может стать переделывание помещений под энергоэффективные пространства с установкой энергосберегающего оборудования, отказа от пластиковых карт для сотрудников и раздельным сбором отходов.
Нулевые отходы #zerowaste
Мировую популярность этот термин получил в 2020 году благодаря Грете Тунберг. Именно тогда более 4 млн. человек вышло на забастовку, цель которой – обратить внимание мировых лидеров на проблему глобального потепления и необратимых изменений климата. Однако идея такого подхода не является новой, и уже давно многие предприниматели озадачились экологичным производством.
Примером может стать компания SIA EGG ENERGY, одним из учредителей которой является Овик Леонардович Мкртчян. Цель производства – утилизация куриного помета крупнейшего птицеводческого предприятия в Северной Европе, органические отходы которого могли бы стать настоящей экологической бомбой. Компания Овика Мкртчяна перерабатывает куриный помет в биогаз, который направляется на нужды потребителей, а отходы от производства биогаза используются для производства высокоэффективных удобрений, используемых в органическом сельском хозяйстве.
Размышляя над экологической проблемой, Овик Мкртчян комментирует: «Правда в том, что если поведение предпринимательского сообщества не изменится, угрожающие сценарии изменения климата станут реальностью. Глобальная экологическая катастрофа, воспринимается как возможное событие далекого будущего. Это не так. Действовать нужно прямо сейчас».
Именно эта цель помогла предпринимателю создать полностью безотходное производство и тем самым внести свой вклад в непростую экологическую ситуацию современного мира.