Одна из приоритетных задач современного российского общества - создание более комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями и способствующей их социальной коммуникации и адаптации с помощью современных технических средств и Интернет-технологий.
Проще объяснить
Яркое подтверждение того, что инновации и мультимедиа-устройства незаменимы в ежедневной работе и обучении лиц с ограниченными возможностями - Профессионально-реабилитационный центр (ПРЦ) в Санкт-Петербурге.
В конце лета 2013 года сюда поступило оборудование марки QOMO HiteVision: интерактивные доски и планшеты, документ-камеры, система опроса и голосования, а также Учебный мультимедийный комплекс (УМК).
На данный момент комплекс мультимедиа-устройств активно используется на отделении коммерции. Например, интерактивная доска QOMO, а также стол-сейф преподавателя, стали «палочкой-выручалочкой» на уроках по товароведению – педагог не только включает в лекцию или семинар яркий наглядный материал в виде красочных иллюстраций (классификация продуктов питания, бытовых товаров, напитков и т.п.), но и приглашает учащихся к самостоятельной работе на доске - дописать недостающие понятия, разбить товары по категориям.
«С помощью интерактивных досок QOMO мне намного проще объяснить материал учащимся, особенно, если это касается сложных вычислений в таблицах Excel, демонстрации всевозможных наглядных пособий и, конечно же, презентаций Power Point. К тому же, как мы знаем, интерактивное оборудование абсолютно безопасно для учащихся, а при нашей специфике работы это особо важно», - делится заведующая отделением по подготовке специалистов коммерческих специальностей в ПРЦ Людмила Новикова.
Работа в команде
Документ-камера помогает продемонстрировать студентам важные для них предметы: медицинские препараты, надписи на упаковке, договоры и отсканированные документы в большом масштабе для лучшего запоминания и усвоения информации – такое масштабирование необходимо для учащихся с проблемным зрением или с болезнью Паркинсона.
Свое применение интерактивное оборудование нашло и на занятиях по технологии швейного производства – с помощью интерактивной доски педагогу теперь намного проще показать ученикам основы выкроек, всевозможные виды стежков и строчек, причем как с уже готовых лекционных материалов в электронном формате, так и с собственноручно разработанных. А чтобы учащимся было проще в будущем придумать собственный комплект одежды, на доску выводятся изображения вечерних туалетов с модных показов и подиумов.
В будущем использование мультимедиа оборудования планируется продолжить. В планах у Центра приобретение специальных программ для просмотра 3D, системы видеоконференцсвязи, дополнительного оборудования актового зала для проведения учебных заседаний и торжественных мероприятий, а также расширение базы УМК (оснащение комплексом каждого кабинета).
Сегодня опыт Профессионально-реабилитационного центра показывает, что правильное использование устройств позволяет сделать образование творческим, интересным и разнообразным процессом, который не утомляет учащихся, но сближает их между собой, вовлекает в живое общение, заставляет работать в команде и не чувствовать себя в этом мире одинокими.