Напомним: в этом году заявление о поступлении можно было подать только через Интернет. Чиновники обещали: это обеспечит полную прозрачность и исключит всякий блат. Однако новомодный подход на деле обернулся для родителей настоящим кошмаром.
Ночёвки и драки
1 февраля с самого утра портал безнадёжно «завис».
- Ровно в 9 зашёл на сайт. Результат - ноль. Вторая, третья, десятая попытка - безнадёжно. Плюнул и в ужасе помчался в ближайший МФЦ. Там был 456-м. Через четыре часа удалось записать дочку, говорят, это ещё хорошо, - с такими рассказами на следующее утро звонили в редакцию десятки родителей. Повезло не всем.
Прибежав в центры, понадеявшиеся на портал папы и мамы очутились в хвосте. Ведь такие же родители, но изначально сделавшие ставку на личное присутствие, дежурили там уже целую ночь. В Пушкине, например, изобретательные отцы, чтобы не мёрзнуть 6-8 часов, скинулись даже на двухэтажный автобус. Возле одного из учреждений родители подрались - у людей не выдержали нервы.
В итоге в различные инстанции подано несколько сот жалоб. Историей заинтересовались и в Госдуме. Обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить, почему портал в Петербурге дал такой сбой, направил первый зампред комитета по образованию Владимир Бурматов. Не остались в стороне и городские депутаты. Отчитаться о произошедшем они попросили заместителя профильного комитета Ирину Асланян.
Чиновники ответственности с себя не снимают, однако основной прокол видят в том, что слишком доверились электронной системе, предложенной комитетом по информатизации и связи.
- Это наше великое разочарование, - подтвердила Ирина Асланян. - Портал работал очень медленно.
Готов положить заявление
Публично признал серьёзную ошибку и извинился «за кошмар» и глава этого ведомства Иван Громов.
- Если я где-то не выполнил ГОСТ, не исполнил регламент или этого не сделали мои подчинённые, и если поступит соответствующий запрос от губернатора, я напишу заявление по собственному желанию, - подтвердил госслужащий.
В причинах обвала сейчас разбирается специально созданная комиссия, версий несколько. Атака хакеров, дублирование (из 43 тыс. заявлений 11 тыс. - клоны) и написание продвинутыми пользователями особой программы, позволяющей оказаться в электронной очереди первыми. Но главная - астрономический, до 10 млн, поток одномоментных запросов, в том числе из других стран. Этого напора сайт, рассчитанный на 350 кликов в минуту, не выдержал.
Остаются и другие вопросы. Как могло получиться, что система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде эти самые услуги оказывает столь некачественно? Ведь на её развитие и эксплуатацию из бюджета города потрачено 143 млн руб.
Неясно также, а почему возник ажиотаж? В городе около 700 школ, поступать можно до
5 сентября. Отчего родители всех первоклашек ринулись «актуализироваться» в один день? В итоге за 1 февраля записались 43 тыс. человек!
- Многие, особенно в новостройках, боятся, что не хватит мест, - считает Ирина Асланян. - Есть также имиджевые школы, куда амбициозные родители стремятся определить своё чадо во что бы то ни стало. Но ориентироваться на рейтинг в первом классе точно не стоит. Для малышей лучше, чтобы школа была рядом с домом, а в классе - внимательная учительница, которая выслушает и поймёт ребёнка.
Что сейчас? Сотни родителей срочно готовят документы в конфликтную комиссию, желая определить ребёнка именно в ту школу, которую они выбрали. Уверения чиновников, что будут открыты 98 дополнительных первых классов, напряжения не снимают. В свою очередь депутаты решили обратиться в Контрольно-счётную палату, чтобы там проверили траты на создание системы госуслуг. Будет организована и рабочая группа, которая выяснит все детали случившегося, а главное разберётся, как не допустить подобное в дальнейшем.
Вариантов несколько. От возвращения к схеме, когда школа привязывается к дому, до регистрации по районам. Народные избранники настроены решительно и, чтобы избежать коллапса, готовы изменить даже местное законодательство.