Выходцы из Белоруссии сыграли значительную роль в развитии музыкального искусства всей России. Так получилось, что именно музыканты с белорусскими корнями создали первый гимн независимой России, главную симфонию Ленинградской блокады и, наконец, неофициальный гимн Петербурга конца прошлого века. О главных мелодиях и судьбе их создателей – в нашем материале.
Не глинка, а фарфор
Первым в череде известнейших русских музыкантов с корнями из Белоруссии принято считать Михаила Ивановича Глинку.
Сам он родился под Смоленском, в селе Новоспасское, а фамилию его принято было считать польской. Однако белорусские исследователи настаивают на том, что род Глинки стал считаться польским только после того, как предки будущего композитора перешли в католичество. До этого момента они считались литвинами – так называли жителей тех древнерусских княжеств, территории которых после нашествия татар оказались под властью литовских князей и вошли в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Именно на их основе позже и сформировался белорусский народ.
Как бы то ни было, но в 1654 году прадед будущего композитора Викторин Владислав Глинка принял российское подданство, и род вернулся в православие. Михаил Глинка появился на свет в 1804 году, с 10 лет начал учиться музыке под руководством петербургской гувернантки, а в 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Кстати, его наставником был будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер, знаменитый Кюхля, однокашник Пушкина по Царскосельскому лицею. Познакомился Михаил и с самим русским поэтом – Александр Сергеевич частенько заглядывал в пансион, чтобы проведать своего младшего брата Льва, который учился вместе с Глинкой.
Параллельно Глинка изучает музыку, занимается с гувернёрами и впервые пробует себя в роли композитора, сочиняя, в том числе, и романс на стихи Пушкина. Некоторое время он трудится в Главном управлении путей сообщения, но карьера железнодорожного чиновника Глинку не прельщала – композитор много путешествует, посещает Кавказ и Италию и постоянно пишет музыку. Поездка в Европу знакомит его с лучшими образцами западной оперы. Глинка приходит к выводу, что России не хватает собственных произведений такого же размаха, и в 1834 году сообщает, что намерен создать русскую национальную оперу. Жуковский советует ему обратиться к сюжету об Иване Сусанине. Глинка возвращается в Новоспасское и начинает работать над оперой «Жизнь за царя». В 1836 году она выходит на сцене петербургского Большого театра. Успех оперы оказывается огромным. Общество встречает постановку с восторгом, а Жуковский, Пушкин и Вяземский даже сочиняют приветственный канон в честь композитора, в котором рефреном звучат такие слова – «Веселися, Русь, наш Глинка – уж не глинка, а фарфор»! Что похвала заслужена, Глинка вскоре доказывает, сочиняя оперу «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина. Влюбляется он и в Екатерину Керн (дочь возлюбленной Пушкина, Анны Керн), для которой он пишет романс «Я помню чудное мгновение» на стихи, адресованные поэтом её матери.
В творческом портфеле Михаила Глинки кроме двух опер ещё множество произведений – симфонии, сонаты, увертюры, романсы и даже музыка для богослужений. Но, пожалуй, самым известным произведением Глинки стала «Патриотическая песня», написанная им в 1837–1838 годах. С 1 января 1984 года по 30 июня 1986 года она использовалась в качестве заставки в программе «Время». А с 1990-м и до 2000 года была официальным гимном сначала РСФСР, а потом и РФ. Так потомок белорусской шляхты, сам того не зная, создал первый гимн современной России.
Ленинградская симфония
Биография другого петербургского композитора с белорусскими корнями Дмитрия Шостаковича в чём-то похожа на судьбу Михаила Глинки, несмотря на то, что он родился на 100 лет позже, в 1906 году. Его прадед появился на свет в местечке Шеметево под Минском, участвовал в очередном польском восстании, был выслан на Урал. Так Шостаковичи и остались в России, почти в каждом поколении давая какого-нибудь участника революционных выступлений.
Сам Дмитрий Шостакович, как и Михаил Глинка, увлекался музыкой с детства и тоже не прошёл мимо оперы – по отзывам родственников, мальчик заявил, что хочет быть композитором, после посещения оперы «Сказка о царе Салтане» по мотивам произведения
А. С. Пушкина. В 1919 году, несмотря на царящую вокруг разруху и идущую Гражданскую войну, Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию и упорно учится, преодолевая голод и холод. В 1922 году он переносит тяжёлую операцию, а дипломной его работой становится Первая симфония. В 1927 году Шостакович едет за границу и на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, исполнив сонату собственного сочинения, получает почётный диплом. В 1930–1933 годах Шостакович работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне – театр «Балтийский дом»). В 1934-м на ленинградской сцене ставится его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова. С 1937 года вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 году стал профессором, создав к тому времени шесть симфоний.
Но легендарной становится его Седьмая симфония, написанная в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета впервые исполнил её в осаждённом городе. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры, а силы ПВО брошены на подавление вражеских атак.
«Включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку», – вспоминал кларнетист Виктор Козлов. В зале собрались разные люди – вооружённые моряки и пехотинцы, одетые в телогрейки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. Исполнение транслировалось по радио и громкоговорителям, и, как признавались позже немецкие солдаты, многие из них именно тогда поняли, что Германия проиграет войну. В историю Седьмая симфония Шостаковича – она же Ленинградская – вошла как гимн непокорившегося города.
«Не писал хит»
А вот песней, которая стала неофициальным гимном Петербурга конца XX века, по праву считается композиция, созданная ещё одним выходцем из Белоруссии Игорем Корнелюком.
Он родился в 1962 году в деревне Волынка Брестского района. Закончил в 1987 году Ленинградскую консерваторию.
«Я обожаю Беларусь, обожаю белорусский народ, потому что сам являюсь его частью», – говорит о себе Корнелюк. За эти годы стал создателем множества песен, которые исполняют и он сам, и другие известные певцы и актёры. Корнелюк стал автором музыки к фильмам «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Русский перевод», «Тарас Бульба».
А главная тема из сериала «Бандитский Петербург» сделала его знаменитым. «Город, которого нет» стал главной композицией Северной столицы той непростой эпохи.
Как вспоминал Корнелюк, изначально он не надеялся, что она станет хитом. Однако Бортко попросил его написать композицию, которая могла бы стать подходящим музыкальным фоном для грустной концовки сериала, что с третьей попытки удалось
сделать.
«При перезаписи идёт эта сцена на Босфоре, за пультом сидят две женщины, которые уже бог знает сколько лет проработали на «Ленфильме». Я сижу сзади. Ко мне подходит Бортко, толкает меня локтём в бок и говорит: «Иди посмотри». Я так украдкой подошёл, взглянул, а они сидят вдвоём и плачут», – вспоминает Корнелюк и добавляет, что «не писал хит, у меня не было желания понравиться».
Выходец из Белоруссии Игорь Корнелюк сумел уловить то настроение, которое ощущали тогда петербуржцы, и это обусловило огромный успех «Города, которого нет».
Кстати
В Петербурге около 40 улиц названы в честь выдающихся выходцев из Белоруссии. По последней переписи населения, в городе на Неве проживают около 53 тысяч этнических белорусов и около 160 тысяч – выходцев из республики.