Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 5 минут
165

Городские дроны. Как в Петербурге БПЛА используют для городских нужд

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 39. Аргументы и факты - Петербург 24/09/2025
Робота-доставщика скоро сменит дрон-доставщик.
Робота-доставщика скоро сменит дрон-доставщик. ru.freepik.com

Беспилотные системы в Петербурге перестают быть только частью оборонных проектов. Сегодня их используют для городских нужд – от экологии до образования. На этом направлении Северная столица уже занимает заметное место, формируя новые практики для российских регионов.

Экология и порядок на земле

В апреле 2024 года в Петербурге запустили систему мониторинга отходов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Проект организован так, чтобы задействовать БПЛА для съёмки труднодоступных территорий, где редко бывают обычные инспекторы. Дроны позволяют фиксировать незаконные свалки, наносить на карту мусорные скопления, оценивать степень загрязнения земель вдоль дорог и берегов. Это позволяет быстрее реагировать на нарушения, создавать более точную картину экологической ситуации и планировать работу коммунальных служб.

С другой стороной проекта – мониторингом воздушного пространства – связано расширение системы просмотров БПЛА. В прошлом июле Петербург объявил о планах установить станции приёма-передачи для слежения за беспилотниками во Всеволожском районе Ленобласти, а также в зонах, прилежащих к Пулково, Левашово и Буграм. Эти станции будут частью системы, отслеживающей использование воздушного пространства и обеспечивающей мониторинг полётов дронов.

Проект с дроном-мониторингом свалок согласуется с федеральными инициативами по борьбе с незаконным размещением твёрдых коммунальных отходов. Нацпроект «Экология» официально включает цели, связанные с выявлением и устранением несанкционированных свалок. Использование современных технологий, таких как дроны, позволяет ускорить выявление нарушений и снизить вред от накопления мусора за счёт быстрого реагирования.

Мониторинг отходов с помощью беспилотников в Петербурге уже запущен, работает и показывает эффективность в части очистки, контроля и реагирования. Этот подход соответствует целям федеральных программ, нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» и приносит практическую пользу. Важно, чтобы проект расширился, получил более чёткие нормативы и масштабную поддержку, чтобы такие системы могли стать частью регулярной работы экологических и коммунальных ведомств города.

Кроме того, ведётся активная работа по развитию гражданских противопожарных технологий. Так, технопарк «Корпорация «ИнФинТех» протестировал первые опытные образцы предназначенных для борьбы с огнём дронов «Дым» и «Туман». БПЛА показали техническую исправность и отличную управляемость. На аэродроме Сиворицы под Гатчиной был продемонстрирован процесс транспортировки груза со специальным противопожарным порошком с последующим его отсоединением и сбрасыванием.

«Туман» уже сейчас выполняет важную задачу наблюдения за возгораниями и их раннего предупреждения, что особенно актуально под конец весны и летом, когда риск лесных пожаров возрастает. «Дым» способен переносить два огнетушителя и оснащён системой для сброса противопожарных средств, что превращает его не просто в разведывательный аппарат, но и в элемент оперативной борьбы с огнём», – рассказал ведущий специалист отдела по связям с общественностью технопарка Андрей Ерошенко.

Подготовка специалистов

Увеличение интереса к гражданским БПЛА закономерно рождает спрос на специалистов этой сферы. И город успешно развивается в этом направлении.

Например, одна из компаний открыла в Петербурге авиационный учебный центр, ориентированный на работающих с беспилотными авиационными системами профессионалов. Учебный центр создан с акцентом на безопасность полётов. Слушатели учатся строить систему управления безопасностью полётов (СУБП) – как руководители, так и те, кто отвечает за бизнес-процессы компаний-поставщиков услуг. Курсы интегрируют теорию и практику, предлагают изучение реальных рисков и методов реагирования.

Программа повышения квалификации включает теоретические блоки, основанные на мировой практике, в том числе на стандартах Международной организации гражданской авиации и Международной ассоциации воздушного транспорта. Практика проводится на реальной технике и на демонстрационных материалах компании. Центр способен обучать до 150 человек в месяц.

Также компания объявила о планах открыть сеть центров подготовки операторов БАС. Петербургский учебный центр будет частью этой сети. В пресс-службе организации сообщали, что он готовит примерно тысячу специалистов в год, а курс рассчитан на 144 академических часа. По завершении слушатели получают квалификацию «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем с максимальной взлётной массой до 30 кг».

Компания активно сотрудничает с учебными заведениями, и учебные программы внедряются в партнёрстве с колледжами и вузами. Также привлекаются отраслевые ассоциации и службы, ответственные за авиационную безопасность. Программа

СУБП ориентирована на руководителей и технических специалистов. Это позволяет готовить кадры, которые смогут работать в компаниях, выпускающих БАС, или где дроны используются в гражданской сфере.

Учебный центр и оснащён необходимыми инструментами: макетами, компьютерами с профильным ПО, тренажёрными системами, демонстрационными образцами техники. Уже доступны практические занятия – слушатели обучаются не только теории, но и практике использования БАС для задач, в том числе по съёмке, эксплуатации и безопасности полётов.

Пример безопасности и качества преподавания – адаптация учебного процесса под конкретные нужды разных слушателей. Если компания уже имеет какие-то управленческие или технические системы, программа строится так, чтобы интегрировать новые знания в существующие процессы. Это помогает быстрее внедрять стандарты и улучшать практику.

Перспективы и вызовы

Перспективы использования беспилотников в Петербурге напрямую связаны с формированием городской инфраструктуры и нормативной базы. Власти города заявили о планах создать сеть специализированных «дронпортов», которые станут точками для запуска и посадки аппаратов. Эта работа ведётся в рамках федеральной программы и поддерживается региональным бюджетом. Уже определён оператор проекта – городское учреждение, подведомственное комитету по транспорту. Его задача – организовать координацию и безопасное использование беспилотников в городской среде.

Важным инструментом развития отрасли стал экспериментальный правовой режим, позволяющий отрабатывать полёты и практики эксплуатации в реальных условиях. Пока он действует точечно, но именно через такие пилотные проекты формируется будущая система регулирования. Это ключевой вызов для отрасли: без устойчивой нормативной базы массовое применение БПЛА в гражданской сфере невозможно.

На практике дроны уже доказали свою эффективность. Однако для перехода к более широким задачам требуются время и дальнейшая настройка инфраструктуры. Петербург сейчас формирует фундамент для будущего рынка беспилотников, и именно от качества созданных правил и объектов инфраструктуры зависит, насколько быстро они станут частью повседневной жизни горожан.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах