Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 7 минут
52

Искусство как мост: инклюзия и новая педагогика Светланы Мальковой

Малькова Светлана — международный талантливый художник и педагог с более чем 12-летним опытом преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Автор методического пособия по обучению живописи, основанного на многолетней практике и успешной работе с учениками в Европе. Основатель в Республике Словения 2019 году арт-студии «Маврица», которая быстро приобрела популярность и объединила учеников разных возрастов и национальностей благодаря уникальной авторской методике преподавания. А еще Светлана — автор уникального международного проекта по организации и проведению выездных пленэров в Италии, Австрии, Словении и Хорватии.

— Расскажите про ваш уникальный международный проект с пленэрами?

— Я с радостью наблюдаю, что Пленэры стали не просто выездными художественными занятиями, а настоящими пространствами для межкультурного диалога и особой форма культурного обмена. С 2018 года было организовано более 10 международных пленэров в таких странах, как Словения, Хорватия, Италия и Австрия. В этих программах участвовали дети и взрослые из разных стран и языковых сред, но объединяло их одно — стремление видеть, чувствовать и изображать мир через краски.

Каждый пленэр — это тщательно спланированная программа, включающая экскурсии, художественные занятия на природе, культурные встречи и обсуждения. Я не просто обучаю композиции и цвету — я помогаю участникам через живопись открыть диалог с новой культурой.

Я помню, как в одном из хорватских пленэров дети из Словении и Италии вместе рисовали старинные улочки Загреба. Сначала они стеснялись, но уже через час обсуждали цвета крыш, делились кисточками и смеялись. Эти моменты — больше, чем урок рисования. Это начало дружбы и взаимного интереса.

Такие проекты способствуют не только художественному развитию, но и формируют толерантность, эмпатию, интерес к другим культурам. Мне радостно от того, что нередко семьи участников продолжают поддерживать связь друг с другом спустя годы после окончания программ.

— После пандемии образование окончательно вышло в онлайн. Я знаю что у вас особая системы преподавания, адаптированная под разные возрастные группы и уровни подготовки. Расскажите про ваш вклад в адаптивности в онлайн-преподавание во время пандемии.

— Я бы назвала этот процесс — инклюзия в искусстве: забота через экран.

В самые сложные месяцы пандемии, когда люди соблюдали вынужденную изоляцию, я получила приглашение к сотрудничеству от благотворительного фонда. И там мне удалось реализовать уникальный социально-художественный проект. В рамках которого я смогла проводить онлайн-занятия одновременно в 23 домах престарелых и интернатах, включая учреждения, где проживают люди с ментальными расстройствами.

Каждое занятие я старалась сделать не просто уроком живописи — это был акт заботы и поддержки, особенно важный в условиях социальной изоляции. Я адаптировала методику преподавания под потребности аудитории: простые формы, доброжелательный тон, четкая структура уроков и визуальные подсказки.

Даже через экран можно передать тепло. Мне писали бабушки и сотрудники домов престарелых, что участники ждали занятий всю неделю, готовили краски и с радостью делились результатами. Кто-то впервые за много лет вновь взял кисточку в руки.

Мои занятия стали эмоциональным ресурсом для пожилых людей и людей с особенностями развития. Они улучшали настроение, восстанавливали чувство ритма и памяти, дарили ощущение значимости и творческой самореализации.

Этот проект показывает, как искусство становится инструментом инклюзии и поддержки, даже на расстоянии. Его масштаб, глубина и педагогическая продуманность делают его примером современного гуманистического подхода в образовании и арт-терапии.

— Светлана, у вас профессиональное художественное и педагогическое образование, что в синтезе дало особое сочетание академического знания и творческого подхода к обучению детей и взрослых. Расскажите о своих методиках.

Творчество в современном образовательном процессе играет ключевую роль как средство самовыражения, развития воображения и социального взаимодействия. Особенно это важно в сфере изобразительного искусства, где дети и взрослые учатся не только технике живописи, но и развивают критическое мышление, способность к самоанализу и эксперименту.

Воспитание творческого потенциала всегда помогало личностному росту. Свои методики я опробовала в своей студии «Маврица», в которых постаралась отразить современные педагогические и психологические подходы. Основа — поэтапное развитие умений, начиная от восприятия реалистичных форм и перехода к абстрактному художественному образу с акцентом на эмоциональную выразительность и личностное включение.

В основе пособия лежит структурированная модель: Content — содержание курса; Communication — обсуждение, диалог; Collaboration — работа в парах и группах; Commitment — личностное вовлечение, презентация, портфолио., обеспечивающая комплексное освоение материала через сочетание теории и практики, обсуждений и коллективной работы, а также формирование портфолио и публичных презентаций. Такая структура активно вовлекает моих учеников и приводит к осмысленному творчеству.

Весь материал адаптирован для работы с разными возрастами и уровнями подготовки, от начинающих до продвинутых учеников и состоит из 7 авторских методик живописи, разбитых на блоки с учебными задачами, инструкциями, рефлексией и адаптациями по возрасту. Кроме того, приложены практические разделы с инструментарием для оценки, чек-листами, шаблонами и визуальными подсказками. Такой формат позволяет преподавателям систематически планировать уроки, обеспечивать разнообразие подходов и качественную поддержку творческого обучения как в группах, так и индивидуально.

— Вы — влиятельная персона в мире искусства, и вы полагаете, что искусство должно быть доступным?

— Моя миссия: объединять людей через творчество. Как художник, я глубоко верю в то, что искусство должно быть доступным для всех, независимо от возраста, физических возможностей или жизненного опыта. Искусство — это универсальный язык, который способен объединять людей, вдохновлять и исцелять. Я создала инклюзивный курс, чтобы предоставить возможность пожилым людям, детям и людям с особенностями развития не только познакомиться с искусством, но и выразить себя через творчество.

В нашем обществе часто существует барьер, который мешает людям с ограниченными возможностями или пожилым людям участвовать в культурной жизни. Я считаю, что каждый имеет право на самовыражение и возможность быть услышанным. Мой курс направлен на то, чтобы разрушить эти барьеры и создать пространство, где каждый может чувствовать себя комфортно и уверенно.

Искусство может стать мощным инструментом для развития навыков, повышения самооценки и создания социальных связей. Я наблюдала, как участники моего курса, независимо от их исходных навыков, начинают открываться, делиться своими историями и находить радость в процессе творчества. Это не только обогащает их жизнь, но и обогащает наше общество в целом.

Таким образом, доступность искусства — это не просто вопрос удобства; это вопрос справе 200 дливости и равенства. Я надеюсь, что мой курс станет примером того, как искусство может быть инклюзивным и доступным для всех, и вдохновит других художников и организаторов на создание подобных инициатив.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах