19 марта Русский музей отмечает 125-летний юбилей. Сегодня это не просто достопримечательность Санкт-Петербурга, но и крупнейший в мире музей русского искусства и авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр. В коллекции, охватывающей все исторические периоды развития русского искусства, больше 440 000 экспонатов, это иконы, рисунки, скульптуры, нумизматика, предметы народного искусства и полотна великих российских художников.
Рассказываем о жемчужинах Русского музея, которые обязательно нужно увидеть воочию.
«Черный квадрат» Казимира Малевича
Созданная в 1915 году картина стала обсуждаемой и известной не только в российском, но и мировом искусстве. Спустя столетие работа сохраняет за собой статус одного из одного из самых новаторских и радикальных произведений в истории искусства, а исследователи продолжают спорить о трактовке картины. «Черный квадрат» - это часть супрематических работ художника, где он исследовал возможности цвета и композиции, а также часть триптиха, где есть еще «Черный круг» и «Черный крест».
«Черный квадрат» вдохновил других художников и те не раз цитировали его в своих произведениях.
Картина, представленная в Русском музее, это второй «Черный квадрат» Малевича (первый находится в Третьяковской галерее). Эту работу 1923 года, а также еще 80 картин знаменитого авангардиста его жена передала Ленинграду после смерти художника от рака. Любопытно, что Малевич завещал похоронить себя в супрематическом гробу в форме креста, с раскинутыми руками. Тело художника кремировали и над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым черным квадратом
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Этот шедевр русского классицизма обязательно стоит увидеть в реальности – над широкомасштабной картиной художник работал долгих 6 лет и ее размах потрясает воображение. Брюллову удалось передать силу стихии, страх и отчаяние несчастных жителей древней Помпеи, которые вот-вот встретятся со своей смертью.
На создание картины Карла Брюллова вдохновили раскопки в Италии – там художник летом 1827 года увидел последствия катастрофического извержения Везувия, которое случилось в 79 году. Уже при жизни русского художника его картина вызвала восторг публики – на нее стекался посмотреть весь Рим, а затем Милан и Париж. В 1834 году полотно привезли в Санкт-Петербург в дар императору Николаю I. Шедевр не скрывали от людских глаз – его экспонировали в отдельном зале Академии художеств, а стихотворение картине посвятил Александр Пушкин. Хвалебную статью сочинил и Николай Гоголь.
«Девятый вал» Ивана Айвазовского
Эту картину знают и любят не только маринисты, но и поклонники соцсетей – фотография на фоне шедевра Ивана Айвазовского стала обязательным пунктом посещения Русского музея. Трехметровое полотно было создано в 1850 году и уже тогда впечатлило зрителей. Восхищен картиной был английский писатель Льюис Кэрролл, который путешествовал в Петербург.
Живописец изображает бушующее море после сильного шторма и людей, дрейфующих на обломках корабельной мачты. Шесть моряков борются за жизнь, однако им грозит опасность – самая большая из волн, девятый вал, готова обрушиться на их хлипкий плот. Однако яркие лучи солнца и небо, которое вот-вот просветлеет, дают надежду на спасение.
Кстати, несмотря на внушительные размеры картины, маринист завершил ее всего за 11 дней! Айвазовский славился быстрой работой и за свою жизнь создал больше 6 тысяч полотен. «Девятый вал» стал вершиной его творчества, картину изображают на марках, открытках и монетах.
«Витязь на распутье» Виктора Васнецова
Работа именитого художника известна каждому российскому школьнику – этой картиной часто иллюстрируют учебники истории и литературы, особенно в момент изучения былин и Древней Руси.
Виктор Васнецов обратился к историко-фольклорной тематике в конце 1870-х годов. У «Витязя на распутье» есть несколько вариантов (в том числе, где витязь повернут лицом к зрителю) и окончательный был написан в 1882 году для Саввы Мамонтова.
В основе сюжета – тема судьбоносного выбора, который предстоит сделать богатырю. Витязь склонил голову и смотрит на камень, где видна лишь концовка былинного текста: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А также видит человеческий череп, лежащий рядом с межевым камнем. Ощущение тревоги добавляют сумерки.
«Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева
Картина была написана в 1918 году, как раз в момент уничтожения купеческого мира старой России. Хотя художник давно вынашивал замысел картины, а моделью для нее стала не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани.
Борис Кустодиев не случайно выбрал Адеркас – он признавался, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
По сюжету, полная и сытая провинциальная купчиха вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка. Перед ней роскошный стол с угощениями и богатой посудой. Все детали тщательно выписаны художником. Работа Кустодиева была высоко оценена критиками, а также выставлялась заграницей.
Кстати, «Купчиху за чаем» ученик Ильи Репина писал сидя в инвалидной коляске – опухоль позвоночника превратила цветущего талантливого портретиста в инвалида. К концу жизни Кустодиев оказался прикованным к постели, но даже тогда не выпускал из рук кисть.