Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 10 минут
653

«Сигма бой» уйдёт. Композитор Чертищев о мультфильмах и воспитании детей

Петербуржец Михаил Чертищев — автор музыки и песен для серии популярных анимационных фильмов о трёх богатырях, Иване-Царевиче и Сером Волке, «Барбоскины», «Лунтик». Его песни «Сигма бой», «Капибара», «Симпл-димпл» наделали много шума в мировом хит-параде.

Недавние выступления школьниц Светы Betsy и Марии Янковской вызвали бурю негодования в Европарламенте, а в России — возмущения православных активистов. Словом, ни российские мультфильмы, ни новая музыка не оставляют людей равнодушными по всему миру. Чем же так цепляют отечественные анимации и песни? И как воспитывать свободных, творческих детей, не перегибая палку? Об этом рассказал сам автор и отец юной звезды Светы Betsy.

Фото: Личный архив Михаила Чертищева

Все колёса должны ехать

— Жанна Данкиди, spb.aif.ru: Михаил, за что вы цените свой композиторский опыт в анимационных фильмах?

Михаил Чертищев: Создание музыки для фильмов даёт гибкость, вариативность мышления, чего не хватает многим продюсерам. Чаще всего человек находит себя в одной нише и со временем сам устаёт от неё. Если обратить внимание на жанры в песенном творчестве, которые я использую, они обладают определённой вариативностью. Самые популярные треки у Betsy — мультижанровые. У нас нет повторяющихся песен в одном стиле, и все они работают. «Симпл димпл» я написал в минималистичном ключе, танцевальном, хаусовом. «Сигма бой» — поп-рок. У меня получается работать в таком режиме благодаря работе с анимацией. Каждый раз ты не можешь повторяться, перед тобой стоят новые задачи. И задачи интересные: выбор звучания, подбор инструментов, гармонический и теоретический анализ в художественном плане.

— Нередко песни выходят за рамки мультфильма, живут в пластинках, сборниках. Возможно, именно музыка делает популярным тот или иной фильм?

— Какую роль играет музыка в мультфильме — вечный спор между его создателями. Я убеждён, что, если у фильма сильный сценарий, хороший режиссёр, и в команде работает талантливый композитор, музыка может сильно добавить успеха картине. Все колёса должны ехать. Если же что-то одно в этой цепи не работает, впечатление зрителя будет испорчено, и никакая музыка не спасёт. Вот почему большая удача и чудо — попасть на такой проект, где все работают на одной волне. Это даёт импульс, вдохновение. Создавать мультфильм трудно, здесь большой фронт работы, от которой сильно устаёшь. Это не песню написать за 20 минут. Понятно, идея рождается дольше, но сам процесс в итоге не занимает много времени, и мне не нужна для этого студия.

Я как раз не люблю сидеть на студии и страдать, в таком состоянии не пишется ничего. Кстати, для человека большой талант — умение «отключать голову». Меня впечатляет в этом смысле пример американского скалолаза Алекса Хоннольда. В одном из интервью он рассказал, как у него получается лазать по горам без страховки. Он не сорвался ни разу, ему не страшно преодолевать большую и опасную высоту: «Я просто отключаю голову. Есть финальная точка, я должен залезть наверх, там моя цель, и я не думаю больше ни о чём». В поиске запоминающейся мелодии, композиции, нужно как раз ни о чём не думать, не переживать, что не получится или уже не получилось пять раз.

Отключаться на полном метре довольно тяжело. Большой формат обязывает брать больше ремеслом, усидчивостью, трудолюбием. Признаться, это мне не свойственно, я довольно ленивый человек. И сейчас есть ощущение, будто я выгорел в плане кино. Недавний проект — «Лунтик и его друзья» меня впечатлил визуалом, сценарием, режиссёрской работой. Мне удалось написать красивую музыку, но было очень трудно. Будто судьба даёт мне сейчас шанс переключиться на другие вещи.

Фото: соцсети Михаила Чертищева

Время талантливых возвращается

— Вы стараетесь «подсовывать» дочерям определённые мультики? Что любит смотреть Света, нравятся ли ей советская классика?

— Нет, я ничего не навязываю, хочу, чтобы девочки формировали свои вкусы сами. Благодаря той свободе, которую я даю Светусе и Танюше, они растут лёгкими детьми без зажимов и комплексов. Им нравятся современные мультфильмы, мы с удовольствием смотрим и советские работы. Талантливый продукт — вне времени. И песен это также касается. Да, «Сигма бой» уйдёт со временем, но песню не забудут, будет новый виток. Все культовые песни, которые сыграли роль в формировании поколений, живут спиралеообразно.

В мультфильмах мы очень сошлись на классике: «Тайна третьей планеты» — невероятный с точки зрения музыкального оформления мультфильм, первый эксперимент русских композиторов с синтезом звука. «В синем море, в белой пене...», «Падал прошлогодний снег». Везде присутствуют яркие темы, лейтмотивизация. Композитор запоминается такими яркими мотивами. Вот почему наши фильмы так любят во всём мире. Они по-настоящему цепляют. Просто хорошая музыкальная подкладка будет передавать атмосферу, нравиться режиссёру, но не обратит внимания на сам трек. «Бременские музыканты» показали нам ещё в детстве, что песни работают сильнее оригинальной музыки. И моя гордость — премия «Аврора» за лучшую музыку, которую мне вручал композитор Геннадий Гладков — постоянно напоминает об этом.

Вообще советский период — мощнейшая эпоха отечественных композиторов, и есть ощущение, что такие времена скоро вернутся. Мы не утратили таланты, их на самом деле очень много в нашей стране. Просто время должно соответствовать, и нужен запрос аудитории на такие вещи.

— Запрос-то как раз есть, ведь немало родителей категорически против барбоскиных и лунтиков. Они дают смотреть детям только советские мультфильмы. Чем же по-вашему они так боятся современных работ?

— Это не запрос. Полагаю, эта аудитория живёт прошлым. Даже если им дать что-то схожее, но свежее, они не распознают и не оценят фильм. Люди привыкли слышать классические хиты, на которых вырастали поколения, новое они не готовы воспринимать даже в классическом жанре.

Не стоит детям что-либо навязывать. Их личности формируются, и они имеют право выбора. Я также против того, чтобы они целыми днями сидели у телевизора. Это деградирующее явление, когда родители занимаются своими делами, ребёнок в мультиках весь — так он лунтиком и вырастет. Современная гиперопека стремится вырастит 134b ь всего лишь удобных детей. Нужно не контролировать, а заниматься собой. Детей же — направлять, помогать им, поддерживать, советовать, а не командовать.

Фото: Скриншот

Перегнуть палку не дадут алгоритмы

— Как считаете, почему так негативно настроены к вам «Сорок сороков», и зачем они обратились в Генпрокуратуру?

— Мы сильно им стали интересны, они уже не впервые жалуются на нас и привлекают внимание прокуратуры. Первое их обращение было около трёх недель назад по поводу одежды Светы и Маши. Якобы девочки очень вызывающе выглядят, у них открытый торс и мини-юбки. Я удивился такой формулировке, но проверил ролики — ничего вульгарного или откровенного в их образах нет и не могло быть. Социальные сети технически не дают возможность «оголиться»: если в кадре мелькнёт открытый пупок у несовершеннолетних, видео тут же забанят. Помимо того, что мы сами не нарушаем морально-нравственных принципов, нам, взрослым, алгоритмы не дадут чрезмерно увлечься.После этого они придрались к движениям — самым рядовым из популярных роликов. Если бы хореография была откровенной, люди моментально бы на это отреагировали. Я не понимаю, с кем хочет бороться эта организация. С обществом в целом или с нами адресно — тогда, пожалуйста, более аргументированно. Смотрю на них, на Европарламент и лишний раз понимаю — запрещать что-то бесполезно. Это станет ещё интереснее.

Считаю, что глобально в воспитании ребёнку нужно прививать чувство справедливости. Мы говорим жёстко, если он не прав, но тут же объясняем, что не так. Он поймёт, за что на него накричали. Взрослые же чаще ругаются из-за плохого настроения, чтобы выплеснуть свои эмоции. Ребёнок чувствует несправедливость в этот момент, и это сильно отражается на его психике. Не перегибать палку и любить — вот что для меня важно в воспитании.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах