Чем запугивают клиента?
Действительно, если раньше мошенники «разводили» жертв с обычных номеров, то сейчас все чаще маскируются под официальные телефоны банков. Для этого используется специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, а на экране у человека отражается официальный номер горячей линии банка, указанный на обратной стороне «пластика». При этом преступники обращаются к собеседнику по имени и отчеству, могут назвать фамилию и даже номер карты (все эти данные сегодня легко получить с помощью различных программ) - и жертва готова на любые действия. Самые прогрессивные используют голос робота, чтобы получить код-безопасности из СМС. Это ноу-хау мошенников, о котором предупредил ЦБ этой осенью.
«Чаще всего обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться, - говорят в Центробанке. - Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. При этом они торопят и запугивают клиента. Например, говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения».
Можно ли вернуть деньги?
Другой вид мошенничества - звонки от псевдопокупателей. Потенциальных жертв выслеживают на сайтах объявлений о продаже товаров. Продавцу поступает звонок от человека, который срочно хочет купить товар, но находится в командировке в другом городе. Однако деньги готов перечислить на карту немедленно, для чего нужно сообщить ее данные и «одноразовый код», который придет в виде СМС.
Кстати, если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позже чем через сутки после подозрительного списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Однако если вы сами сообщили злоумышленникам ПИН-код или код из смс, деньги вам не вернут.
Как защититься от мошенников?
- Даже если вы пропустили звонок со знакомого номера банка, не перезванивайте на него. Также не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений. В любой непонятной ситуации звоните в банк и уточняйте информацию у оператора.
- Если вам звонят из финансовой организации, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию.
- Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух дней. За это время вы можете либо подтвердить операцию банку, либо отменить. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
- Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.
По данным Центробанка