В канун Нового года многие петербуржцы по традиции шлют друзьям и родным письма, открытки и посылки. В прошлом к медленной работе почты было множество нареканий. В этом году организация обновила систему и пообещала не задерживать подарки. Но петербуржцы беспокоятся, не случится ли очередной праздничный коллапс с посылками?
Медленно и неверно
Летом 2011 года в Санкт-Петербурге произошёл «почтовый затор», когда письма и посылки застряли где-то между почтой и таможней. Тысячи получателей забрасывали жалобами инстанции в надежде получить долгожданное послание. Горожанам не помог даже открытый новый автоматизированный сортировочный центр стоимостью 50 млн евро. В апреле 2012 года сбой коснулся уже всех россиян, когда в Москве скопилось 432 тонны необработанной почты. В основном не получили свои посылки российские покупатели товаров в иностранных интернет-магазинах. Чтобы исправить ситуацию, потребовался почти месяц. В отношении «Почты России» было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях и выписан штраф на 360 тысяч рублей. Однако проблема не исчезла, а претензий к работе стало ещё больше.
- Я часто отправляю посылки своей маме в Новосибирск, поэтому бываю на почте раз в три месяца, - говорит Юлия Черенкова, жительница Петербурга. - Иногда всё быстро оформляют, и отправление доходит за две недели. А бывает, что весь процесс превращается в кошмар. Недавно пришла ещё до открытия отделения, а на улице уже была очередь. В зале из шести окошек работало только одно. Передо мной было человек десять, но я провела в офисе два часа. С каждым посетителем работница переругивалась: то кто-то неправильно оформил бланки, то не так запаковал. Когда подошла моя очередь, компьютер у неё завис. Я опоздала на работу, а моя посылка дошла до мамы в побитом виде. Очень обидно!
Письмо петербурженки Марии Терновской вовсе получил другой человек.
- Пару месяцев назад сестра послала мне письмо из Франции. Представьте мой шок, когда на почте спокойно ответили, что я его уже получила. Выяснилось, его доставили по чужому адресу и отдали кому-то. Как так можно? При этом работники мне так грубили, словно я сама виновата в случившемся!
Но многие отмечают и то, что работа почты стала лучше.
- Летом моя посылка друзьям в Бельгию шла две недели, - говорит Ольга Златова. - А сейчас дошла за неделю. 3 декабря я её сдала, а 10-го друзья получили мои подарки. Быстро, в целости и сохранности. Надеюсь, так будет и впредь.
Чудо-экспресс
Экспресс-доставка EMS появилась в России более 10 лет назад. Это своего рода улучшенная альтернатива обычной почты. И, как говорится на сайте организации, главными принципами являются надёжность, ответственность, удобство, индивидуальный подход и постоянное совершенствование. Однако некоторые петербуржцы уверяют, что медленнее этого экспресса не существует. На любом сайте, где люди оставляют отзывы о работе EMC «Почты России», - масса негативных отзывов. На 50 жалоб - от силы пара положительных откликов. А истории пострадавших - одна печальнее другой. Вот лишь некоторые из них:
«8 ноября отправил в Кемерово документы. 20-го на сайте всё ещё статус - на сортировке в Петербурге. Это какое-то издевательство».
«Скорость доставки EMS по стране поражает! Мою посылку везут из Москвы в пригород Петербурга уже 8 дней. Суперскорость. Видимо, экспресс-доставка на лошадях. Хотя на них, мне кажется, и то быстрее. В колл-центре понятия не имеют, где посылка и почему так долго... Что делать? Как на вас воздействовать?»
«Заказала французскую косметику. Получила измятую коробку с дырами по углам. Косметика - угроблена: крем выдавлен по всей коробке, флаконы мятые, тоник для лица частично вылит… Позвонила по контактному телефону и, естественно, была отправлена куда подальше».
К слову, этим летом одно из московских отделений EMS «Почты России» оштрафовали на 120 тысяч рублей. Прокуратура выяснила, что работники действительно теряют посылки и задерживают их вручение. Скорее всего, если проверить остальные отделения, результат будет тот же.
Будет лучше
В своё оправдание работники почты нередко жалуются на огромный объём работы и маленькие зарплаты.
В Ленинградской области начальник почтового отделения может иметь оклад всего 6 тысяч рублей, а в почтальоны за 1,5 тысячи никто не идёт.
В Петербурге оклады получше. По крайней мере сайты вакансий обещают оператору 19-23 тысячи рублей, а тем, кто разносит пенсии, - 10-16 тыс. руб.
А пока им придётся ждать свои посылки и надеяться, что всё будет хорошо.
На лошадях быстрее?
Семья Нечаевых:
- В том, что почта в наши дни работает намного хуже, чем в пушкинское время, мы убедились, побывав в «Доме станционного смотрителя».
Этот уникальный музей открыт в посёлке Выра Гатчинского района Ленобласти в здании почтовой станции, где меняли лошадей. Здесь останавливался Пушкин, на собственном опыте изучивший отечественную почту. Именно от её названия он и образовал фамилию главного героя знаменитой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин. Так что неудивительно, что экспозиция посвящена истории литературного персонажа и российской почты одновременно. Можно увидеть потёртую кожаную сумку, набитую письмами, мундир служащего и узнать, что ямщицкая служба тогда была экстремальной, серьёзной и доходной. А для ещё большего погружения в эпоху каждый может пером и чернилами, как в XIX веке, написать письмо и отправить его по адресу. Что мы и сделали.
Через три дня у нашей бабушки был юбилей, и мы решили, что ей будет приятно получить такое оригинальное поздравление. Каллиграфически, с нажимом, выводить буквы, освоить после компьютера
перьевую ручку оказалось непросто. Так что письмо вышло с кляксами, но от чистого сердца. При нас его запечатали в специальный конверт, скрепили сургучом и отметили оригинальным музейным штампом. Дочка торжественно опустила послание в почтовый ящик образца позапрошлого века. Представьте, как мы ждали его получения!
Кажется, всё рассчитали, не учли только, что живём не в пушкинской России, а современной. Тогда письмо из Выры в Петербург без опоздания шло всего один день. Сейчас в Кировский район города оно «мчалось» целую неделю. Сюрприз не получился…
В эти дни мы снова хотели приехать в Выру и повторить эксперимент. Но оказалось, что из-за проблем на местном узле связи письма из музея временно не доставляют. Нет даже конвертов с марками…
Рентабельность - минус 21%
Тамара Касьянова, к. э. н., вице-президент общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»:
- Несмотря на то что в структуре произошли ключевые события - смена руководства, разработка новой стратегии, по-прежнему кроме насмешек мы в адрес почтовиков ничего не слышим. Даже Дмитрий Медведев не воздержался от негатива, указав на слабые стороны «Почты России»: управление, ручная обработка корреспонденции, низкие зарплаты и уровень мотивации сотрудников. Сюда же добавилась новость об отмене субсидий на подписку и поддержку почтовых отделений Крайнего Севера. И не зря - если по данным 2010 года рентабельность почтового сервиса в целом по России составила 0,4%, то в районах Крайнего Севера минус 21%! При этом число исходящей письменной корреспонденции постоянно увеличивается (1,57 млн и 1,72 млн соответственно за 2010-й и 2012 гг.). Несмотря на жалобы, люди продолжают покупать через Интернет, а Россия сейчас входит в пятёрку стран, где интернет-торговля развивается с быстрой скоростью (+20-30% ежегодно). А значит, у почты есть работа. На мой взгляд, всё дело в менеджменте - как ни крути, рыба гниёт с головы. Взять пример Сбербанка, который тоже был наследием «советского сервиса». Но с приходом нового руководства в 2007 году структуре удалось измениться, работа стала эффективной, а объём чистой прибыли организации увеличился в 3 раза. Хотелось бы, чтобы и «Почта» пошла по такому пути.
Новый подход к работе
Владимир Кулишов, управляющий делами пресс-службы УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП «Почта России»:
- Сейчас происходят кардинальные изменения в структуре ФГУП «Почта России». Начиная от смены руководства и заканчивая новой стратегией развития. Сложно комментировать ситуацию EMS - это структурное подразделение ФГУП «Почта России», а не местного отделения. В любом случае, сегодня отработана схема быстрой реакции на все жалобы и замечания граждан. Ни одно обращение не остаётся без ответа.
А соблюдение сроков контрольной корреспонденции в УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится на уровне 80%. Все сроки ежеквартально мониторит Министерство связи. Есть случаи, когда доставка происходит с задержкой. Часто - из-за некорректного указания адреса отправителем (несовпадения индекса, улицы и т. д.). Много задержек и на этапе вручения. В каждом случае свои особенности - местное или международное отправление, насколько своевременно оно прошло таможенный досмотр... Сейчас благодаря введению в эксплуатацию новых мест таможенного обмена и дополнительных логистических комплексов сроки доставки приближаются к контрольным.
Отдельная тема - международные отправления. Ежегодно идёт рост посылок из Европы, США (на 100% в год) и почти на 300% - из Китая. Чтобы не допустить почтового коллапса, открыто несколько дополнительных офисов международного обмена. Теперь все отправления из Китая идут в Новосибирск, а не в Москву. Более того, с 1 ноября в Петербурге и Ленобласти началась тестовая работа нового проекта - ЦВП (Центры выдачи посылок). Проект во многом уникален. Прежде всего, это работа 24 часа в сутки. Внедрение сервиса информирования по электронной почте и СМС о любой регистрируемой корреспонденции, адресованной клиенту, доставке посылок до дверей. Но самое главное - значительное ускорение и удобство обслуживания клиентов. Благодаря комплексному подходу ЦВП обрабатывает объём, который ранее распределялся по 10-15 отделениям. Теперь вы получаете свою посылку в течение 5-10 минут без больших очередей.
И, конечно, одно из главных улучшений - чёткая и ежедневная работа более чем 12 000 сотрудников УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С октября в 17 регионах произошло увеличение заработной планы основному составу - почтальонам, операторам связи. Второй этап повышения запланирован на 1-й квартал 2014 года.