Модники Петербурга еще несколько лет назад задавали вопрос, когда же Северная столица даст ответ Милану, Парижу, Нью-Йорку с их подиумами, яркими показами и громкими именами. Сегодня в Петербурге проходят несколько крупных фэшн-событий, начиная от показа студенческих работ в рамках «Адмиралтейской иглы» и заканчивая Aurora Fashion Week с вечеринками и селфи известных гостей. Мир моды начал считаться с российскими дизайнерами, которые задают свои тенденции. Что сейчас актуально, можно понять, например, побывав на ежегодной неделе моды в Петербурге.
Прошли по подиуму
X Международная неделя моды Aurora Fashion Week состоялась в городе на Неве. Свои коллекции представили московские, петербургские дизайнеры, а также британские и французские марки, определив, что появится в гардеробах у ценителей высокой моды весной и летом 2015 года. Коллекция Игоря Чапурина получила название «Лигурия». Дизайнер по-прежнему верен своему стилю. Одежда от Чапурина всегда женственна и легка, при этом соблюдается строгая архитектурность силуэтов и благородство цветовой гаммы
Петербургский дизайнер Лиза Одиноких предлагает в новом сезоне свободный крой, вышивку, сарафаны и юбки до колен. Ее коллекция не для успешных бизнес-леди, а скорее для рефлексирующих барышень. Хочется надеть юбку с вышитыми анютиными глазками и отправиться далеко от шумного города.
Британские марки Pitchouguina и A-Line London в предстоящем сезоне предлагают остановить выбор на органзе, металлизированной ткани и спокойных, приглушенных оттенках.
Артем Шумов представил коллекцию для мужчин. Он обращает в первую очередь на простоту и лаконичность. Не нужно усложнять лето, тем более в одежде.
Мода на Россию
Работы российских дизайнеров можно увидеть не только в Петербурге. Сегодня не одна модная неделя в Париже не обходится без русских брендов. Авторы постоянно представляют во время показов свои шоу-румы и пользуются популярностью. Мир моды все-таки открыл свои двери для российских авторов, которые стремятся в них войти. Российского дизайнера Ульяну Сергеенко не так давно даже обвинили не в патриотичности. Живет и работает в столице Франции, забыв, что за вдохновение обязана родине. А ведь в ее коллекциях прослеживаются и вологодские кружева, и росписная хохлома, и отсыл к историческому русскому костюму.
Петербурженка Алена Ахмадулина, одевающая именитых клиентов, когда-то стала победительницей конкурса «Адмиралтейская игла». В общем, что не автор, то неразрывная связь с Россией, и иностранным законодателям моды с этим приходиться считаться, несмотря на санкции, падение цены на нефть и замедление экономического роста.
«Пятнадцать лет назад никто не говорил о российской фэшн-индустрии всерьез. Сегодня уже все по-другому», - подтверждает дизайнер Игорь Чапурин, представляющий каждый сезон свои коллекции в Париже и Милане.
Российские дизайнеры стали узнаваемы, многие модницы уже хотят не только платье от Gucci, но и платье от Чапурина, жакет от Ruban и что-нибудь яркое от A la Russe. Ситуация в российской фэшн-индустрии меняется, соглашается байер, основатель магазина DressOne Лидия Александрова, занимающаяся продвижением российских брендов.
«Если бы мне три года назад сказали, что я буду заниматься только российскими дизайнерами, я бы это не восприняла это всерьез. Сегодня российские дизайнеры удовлетворяют потребности клиентов. Мы потихоньку завоевываем мир», - отмечает Александровна.
Творчество или коммерция
Однако маленький завоеватель выставляет и соответствующую цену за свой продукт. Дизайнерская вещь всегда будет дороже, чем массмаркет. Между тем, нередко малоизвестный бренд стоит не меньше, чем бренд, ставший уже легендой. По словам Чапурина, причиной тому издержки, связанные с тем, что в России производить продукт сложнее, чем в Европе.
«В 90-х фабрики, производство у нас были разрушены. Сегодня российский дизайнер не живет в логической цепочки производства. Например, мы закупаем ткани в Париже, они все стекаются в Италию, а оттуда мы уже везем их в Россию. Итальянцы сами производят для себя ткани, им не нужно тратить деньги на транспортировку, таможню, эти средства они могут вложить в развитие, рекламу. Учитывая, что ткани одни и те же, качество одно и то же, российский дизайнер вынужден всегда демпинговать», - поясняет ситуацию Чапурин.
В итоге средств, требующих на продвижение, не хватает, процесс выхода на международный уровень замедляется. И хотя, по прогнозу Лидии Александровы, в связи с санкциями, ростом цен и стагнацией в экономики, дизайнеры могут понизить стоимость своей продукции, но купить блузку от Яниса Чамалиди за тысячу рублей вряд ли удастся.
А между тем запросы потребителя растут. С эпохой активного развития Интернета, увеличения объема информации, меняется и ритм в мире моды.
«Когда-то мы делали одну коллекцию в сезон, сейчас мы делаем пять коллекций и еще к этому нужно добавить массу дополнительных проектов. Я по сути уже два года не был в отпуске», - заметил Чапурин. Сегодня успешному дизайнеру необходимо обладать творческим и коммерческим мышлением одновременно. «Если дизайнер относится к своей профессии как к творчеству, а не как а бизнесу, то выжить ему будет сложно», - отметил он.
Ветер перемен
Почувствовали перемены и на европейских подиумах. Как отметила главный редактор сайта Interview Натела Поцхверия, сегодня мода от-кутюр заметно помолодела.
«Если бы десять лет назад кто-то сказал, что на показе Chanel модели выйдут в кроссовках и стразах, я бы долго смеялась. Но на последнем показе они вышли именно так. Почему вдруг кроссовки? Дело в том, что аудитория резко помолодела. Если раньше клиентами дома Chanel были дамы от 40 лет, то сегодня это 30-летние леди», - отмечает она.
Все больше дизайнеры ориентируются но молодых, успешных женщин, которые активны, образованы, много путешествуют и разбираются не только в моде. А таких дам классический костюм Chanel в сочетании с кроссовками не шокирует. Встретить на улице девушки в платье или классическом кашемировом пальто и в спортивной обуви сегодня не сложно.
В связи с этим моду активно дополняют современные технологии. По словам директора студии Bulthaup Виктории Невзоровой, на последней выставке дизайна в Голландии, именно новые технические достижения определяли тенденцию. Например, в дизайне активно набирает популярность 3D-принтинг. Его используют и в создании аксессуаров, и тканей, и цельных изделий.
«Очевидно, что будущее у нас интересное, креативное и захватывающее», - заключила она.