В минувшие выходные Ленинградская область шумно и весело отметила 95 лет со дня своего создания. Региону и в самом деле есть чем гордиться – по любым статистическим и социологическим замерам он находится в числе наиболее успешных и динамически развивающихся регионов страны.
А ведь до начала 2000-х годов область представляла грустное зрелище: закрытые предприятия, брошенные поля, стремительно уменьшающееся население. Как и благодаря чему удалось переломить негативные тенденции, и с какими результатами пришла область к своему 95-летию – в интервью с губернатором Александром Дрозденко.
Почти как Сингапур
Тимур Григорьев, SPB.AIF.RU: Александр Юрьевич, начнем с цифр. Чем может похвастаться сегодня Ленинградская область?
Александр Дрозденко: За последние 10 лет мы в 2,5 раза увеличили расходы на социально-культурную сферу и в 2,8 раза – на жилищно-коммунальную инфраструктуру. Почти в три раза увеличилась доходная часть бюджета. По темпам экономического роста за последние 10 лет 47-й регион можно сопоставить с «азиатскими тиграми» – странами, которые имеют самые высокие темпы экономического роста в мире (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань). По большинству экономических показателей мы находимся среди лидеров по стране.
Есть несколько наших решений, которые впоследствии стали общефедеральными трендами. Например, мы первыми начинали программу реновации старых школ. Эта программа родилась в Луге, а затем была тиражирована на всю Россию. Региональная программа благоустройства дворов преобразовалась в программу «Комфортная среда». Мы первыми среди субъектов РФ приняли Социальный кодекс, в котором четко прописали порядок предоставления социальной помощи на территории региона, сведя воедино множество различных нормативных актов. Много других наших решений также нашли поддержку на федеральном уровне.
– Площадь Ленинградской области – более 84 тыс. «квадратов», на такой территории не обойтись без качественных дорог...
– Ситуация с дорожным фондом очень изменилась. Если в 2012 году мы начинали с 6,5 млрд рублей дорожного фонда, то в этом году консолидированная сумма – 24 млрд рублей.
С ростом финансирования растут и объемы работ. Мы сегодня не только строим и ремонтируем региональные дороги, но также создаем с нуля новые инженерные сооружения (путепроводы, мосты, развязки). Федеральные и региональные дороги приводятся в порядок. Но надо честно признать, что вопрос содержания муниципальных дорог остается открытым. В регионе 10 тыс. километров региональных трасс и столько же муниципальных. Еще примерно 5 тыс. километров дорог вообще не состоят ни у кого на балансе, в основном это подъезды к дачным и садовым массивам. Уже договорились с Петербургом о взятии их на баланс. В течение пяти лет приведем в порядок. Кстати, асфальтировать их не будем. По опыту Прибалтики и Финляндии будем обустраивать грунтовые или щебеночные дороги.
– С каждым годом людей все больше волнуют вопросы, связанные с экологией и охраной окружающей среды. Что делает Ленобласть в этом направлении?
– Планируем строить заводы по глубокой переработке мусора. Первый завод появится в Кингисеппе. Он будет ориентирован на отходы из Ленобласти. Также уже определены площадки, на которых построят заводы для Петербурга. Сегодня много дискуссий на эту тему. При этом все прекрасно понимают, что если мы не сделаем выбор в пользу технологии сжигания мусора (жители региона выступали против, и мы с ними согласны), то альтернатив нет.
Некоторые говорят про пиролизные установки. Но они могут переработать лишь 100 тыс. тонн отходов. С нашими 3 млн тонн им не справиться. Поэтому на данный момент нас интересует именно мусоросортировка. Да, есть свои минусы – заводы могут переработать примерно 50% отходов. Остальное после высушивания надо утилизировать. Поэтапно будем реализовывать это решение, контролируя, чтобы заводы строили в соответствии с жесткими экологическими и техническими требованиями и нормативами. Кстати, санитарную зону в регионе увеличили в пять раз – до 2,5 км.
Я выступаю за сортировку мусора. Возможности для раздельного сбора, по моему мнению, должны быть в каждом городе и посёлке Ленобласти.
– А какова ситуация с выбросами предприятий в регионе?
– Сегодня поступает немало жалоб по странным запахам в Ленобласти. Например, жители Мурина жаловались на предприятие по производству и обжарке кофе. Сейчас там заканчивается проверка прокуратуры. Также из Гатчины в последнее время много аналогичных сообщений. Там уже источник определили – полигон «Новый Свет – Эко». Разбираются специалисты природоохранной прокуратуры и управления Росприроднадзора.
Кому сложнее всего?
– Российская экономика оказалась в непростом положении, в той или иной степени западные санкции отразились на всех сферах жизни. В Ленинградской области развита крупная промышленность, три населенных пункта в статусе моногородов. Что с ними будет?
– По факту в Ленинградской области даже четыре моногорода – Пикалево, Сясьстрой, Сланцы и Светогорск. Разберем ситуацию в каждом из них.
Начнем с известного на всю страну Пикалево. Сегодня там ситуация спокойная, стабильная. Предприятия работают, в том числе и новые, открывшиеся за последние 10 лет. Конечно, все столкнулись со сложностями в поставках. На данный момент логистические цепочки восстанавливаются.
В Светогорске предприятие по производству бумаги «Сильвамо Корпорейшн Рус» продолжает работать. Да, там основные собственники американцы, они уже заявили, что хотят продать бизнес. Ведут переговоры с несколькими российскими компаниями-партнёрами. Кто станет новым владельцем завода – неизвестно, но мы знаем точно, что предприятие продолжит работать. Даже нынешние собственники не ставят вопрос об остановке производства.
Основное градообразующее предприятие в Сясьстрое – Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. Выпускает предметы гигиены, потребности в производстве не снижаются. Сырье есть, оборудование работает. Понятно, что есть проблемы с поставками определенных видов сырья и запчастей, но эти вопросы решаемы.
Ситуация в Сланцах остается сложной, как это было и годами ранее. Городу требуется якорный инвестор. На данный момент мы ведём переговоры с несколькими крупными компаниями, которые изъявили желание зайти с большим производством в Ленобласть. К сожалению, я не могу озвучить, о ком именно идет речь, у нас подписано соглашение о конфиденциальности.
– А если говорить о промышленности региона? Какие сферы оказались в наиболее сложной ситуации?
– Сложности у нас прежде всего с тем бизнесом, который заявил о своем поэтапном уходе из России. Например, финский производитель шин Nokian Tyres. Уже понятно, что проблемы будут. Компания планирует продавать свой бизнес, при этом бренд поменяется. Ему снова придется завоевывать рынки сбыта, при том, что наш завод – один из крупнейших в мире. Ранее продукция поставлялась в основном в Европу, Канаду и США. Сегодня это недружественные страны, которые запретили экспорт шин из России.
Тревожная ситуация у нас была с Тихвинским вагоностроительным заводом. Сейчас ситуация выправляется. Скажу откровенно, вопрос уже не в комплектующих или деталях, а в финансах. Простой любого большого предприятия – это вымывание оборотных средств, в том числе на выплаты рабочим, оплату коммунальных счетов и обслуживание завода. Теперь, чтобы запустить завод, нужно пополнить оборотные средства. Этим вопросом руководство сейчас занимается.
Наибольшую тревогу у меня вызывает ситуация в лесопромышленном комплексе и в производстве автокомпонентов и запчастей (таких предприятий в Ленобласти более 20). Сложности по лесопромышленному комплексу связаны с решением скандинавов прекратить закупку щепы, обрезков и досок и ограничениями по закупке ДСП, дверей и мебели. Предприятия по производству автозапчастей были полностью ориентированы на конкретный автопром. Нет производства машин – нет производства автодеталей.
Помощь Донбассу
– В июне вы посетили ДНР и подписали соглашение о помощи городу Енакиево. Часть жителей Ленобласти без энтузиазма отнеслись к тому, что Ленобласть теперь будет восстанавливать почти полностью разрушенный населенный пункт.
– Жители Ленинградской области по-разному отнеслись к тому, что мы взяли шефство над Енакиево. В целом никто не против, но у многих опасения, что деньги на строительство детсадов, школ, дорог и т. д. заберут из региона и направят туда.
Но мы не обещали десятки миллиардов инвестиций. Таких ресурсов у нас просто нет. Поэтому приняли очень простое решение. У нас по многим программам был определен дедлайн конкурсных процедур – 1 июля 2022-го. У тех, кто не уложился, деньги забираем в резервный фонд губернатора, их планы переносим на следующий год. А из сэкономленных сейчас средств будем финансировать восстановление Енакиево.
До конца этого года мы планируем выделить для Енакиево около 1,2 млрд рублей. Из них 756 млн на жилищно-коммунальные и инфраструктурные проекты – восстановление дорог и уличного освещения, бурение скважин, замена водопроводных и канализационных сетей, теплотрасс, капитальный ремонт школ, детсадов и жилых домов. Еще более чем 100 млн рублей – на закупку медицинского оборудования и модернизацию больниц в Енакиево.
Планируется также оснастить современной техникой образовательные учреждения города. Сейчас в местных школах нет даже компьютерных классов. 23 школы получат интерактивные доски, компьютеры, автобусы и оборудование для столовых. Благодаря поддержке Петербурга в Енакиево появятся трамваи.
Какой будет сумма в следующем году, сказать сложно. Для решения первоочередных задач и проблем необходимо 15 млрд рублей. Мы направили соответствующую заявку в федеральное правительство, так как для регионального бюджета такие инвестиции неподъемны.
По подсчётам специалистов, без ущерба для региона Ленобласть может ежегодно выделять на восстановление Енакиево до 1,5 млрд рублей. Я пообещал жителям региона, что правительство не будет решать вопросы подшефных территорий в ДНР за счет региональных и федеральных программ.