Примерное время чтения: 7 минут
683

Вагоны пока стоят. Как санкции сказались на моногородах Ленобласти?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты - Петербург 08/06/2022
Сясьстрой и Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат.
Сясьстрой и Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. Скриншот

На Тихвинском вагоностроительном заводе продлили режим простоя до июля. Ранее на предприятии, которое остановилось из-за санкционных ограничений, надеялись начать работу в конце мая. Что происходит на этом и других градообразующих предприятиях Ленинградской области, и грозит ли моногородам новая экономическая депрессия, разбирался «АиФ-Петербург».

В боевой готовности

Наступил июнь, а Тихвинский вагоностроительный завод так и не вернулся на производственные рельсы. Управляющий директор Евгений Кузьменко поясняет, что сложности связаны с отсутствием комплектующих для подшипников.

«Барьером, препятствующим деятельности наших производств, стали объективные трудности с поставками критических комплектующих для подшипников, которые производились на совместном предприятии «Тимкен ОВК», расположенном на промплощадке. Американская сторона приняла решение отказаться от поставок и полностью их остановила. Мы вынуждены перестраивать снабжение, прорабатывается скорейшее решение для возобновления непрерывной работы», – заявил руководитель завода.

Евгений Кузьменко пообещал, что сотрудникам предприятия продолжат выплачивать 2/3 от средней заработной платы в соответствии с законодательством РФ. При этом производственная программа на июнь остается прежней – ее выполнение перенесли на второе полугодие. По словам директора, на данный момент руководство решает вопрос по поставкам необходимых комплектующих для производства вагонов.

«Наш холдинг продолжает свою деятельность, а производственная база заводов – в «боевой готовности». Мы взаимодействуем с федеральными, областными и региональными исполнительными и надзорными органами власти, а также профсоюзными организациями завода. Обязательства по исполнению контрактов и выполнению производственного плана за нами остаются, поэтому сегодня в приоритете – сохранение рабочих мест, коллектива и социально-экономическая стабильность в регионе», – заверил Евгений Кузьменко.

Сейчас на заводе числятся более 7 тыс. местных жителей. Действующая контрактная база предприятий – свыше 20 тыс. вагонов.

 

«Продолжаем работать»

Эксперты утверждают, что все крупные предприятия, определяющие развитие региона, работают устойчиво. Ситуация с Тихвинским вагоностроительным заводом – достаточно уникальна, так как из цикла производства выпала важнейшая деталь, которую своими силами заменить не получается. Помимо этого завода в Ленобласти еще десять градообразующих предприятий, от стабильной работы которых зависят в общей сложности несколько сотен тысяч жителей региона. Все эти предприятия продолжают работать, и, если верить представителям производств, с которыми пообщался корреспондент «АиФ-Петербург», в простой уходить не планируют. Об этом корреспонденту издания рассказали на «Пикалевском цементе», Морозовском химическом заводе, Заводе имени Морозова и «Киришинефтеоргсинтезе».

На Выборгском судостроительном заводе также заявили, что в простой уходить не планируют (на предприятии даже открыты новые вакансии, требуются и рабочие, и инженеры), однако признались, что определенные сложности в связи с санкционной политикой наблюдаются. «Нефрит-керамика» в Тосненском районе тоже функционирует в обычном режиме, но «проблемы есть».

Представители Метахима, Подпорожского механического завода и Сясьского целлюлозно-бумажного комбината о приостановке деятельности также не заявляли. Особая ситуация на сланцевском цементном заводе «Цесна». Дело в том, что он принадлежит германской компании HeidelbergCement. Однако, насколько это известно, на данный момент немцы не рассматривают перспективы сворачивания своего бизнеса в России.

Перезапуск птицефабрики

По прогнозам, должна выйти из простоя и птицефабрика «Русско-Высоцкая» в Ломоносовском районе Ленобласти. Здесь трудятся около 300 человек, и предприятие является градообразующим для местного поселка. Последние несколько лет предприятие активно модернизировалось, за шесть лет собственники вложили в его развитие около 2 миллиардов рублей. Однако в апреле владельцы птицефабрики заявили, что далее вкладываться в бизнес не намерены, предприятие они закроют, а имущество выставят на торги. В частности, земельный участок мог бы отойти под строительство жилья. Свое решение собственники объяснили тем, что на стабильную прибыль выйти не удается, кредиты банкам отдавать нужно, а надеяться на расширение производства в условиях санкций не приходится. Вот, дескать, и решено закрыть бизнес. Однако время для этого заявления владельцы фабрики выбрали крайне неудачно. Власти региона тут же заявили, что не позволят оставить без работы 300 человек, и намерены использовать любые законные механизмы, чтобы помешать такому развитию событий. Например, чиновники отказались согласовывать перевод назначения земель из промышленного под строительство.

«Никакие градостроительные документы, которые предполагают строительство жилья на этой территории, ни правительство Ленинградской области, ни район, ни местная администрация согласовывать не будут. Ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе», – отметил заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений Барановский.

Вместо этого собственников убедили передать фабрику в аренду соседнему комбикормовому заводу. В конце июня после оформления необходимых документов предприятие должно заработать. Первую партию цыплят-бойлеров планируют получить через два месяца после возвращения фабрики к работе.

Кстати
В начале июня стало известно, что петербургские специалисты научного центра «Прикладная химия» разработали технологию производства технической перекиси водорода концентрацией до 70%. Предполагается, что разработка позволит полностью отказаться от импортных реагентов для отбеливания бумаги в целлюлозно-бумажной промышленности.

Мнение эксперта: все зависит от руководства

Президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александр Габитов:

«На прошлой неделе мы с рабочим визитом побывали на градообразующих предприятиях 47-го региона. Заводы продолжают работать, причем некоторые из них полностью загружены.

Мы посетили Выборгский судостроительный завод. Он полностью загружен как коммерческими заказами от рыболовной промышленности, так и госзаказами, связанными с производством того или иного оборудования для оборонно-промышленного комплекса. Также пообщались с руководством Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Они продолжают выпускать бумагу в полном объеме. Это если говорить именно о производстве. Про отбеливание бумаги сказать не могу, но, честно говоря, не так давно мы начали использовать серую бумагу. Почему бы и нет? Если она дешевле, а по своим функциональным качествам не хуже, чем белая. Более того, таким образом мы сохраняем природу, не производя высокотоксичные реагенты.

Сколько понадобится времени отечественным производителям, чтобы встать на прежние рельсы, сказать тяжело, так как для каждого предприятия все индивидуально. При этом многое зависит от активности руководства того или иного завода. Очевидно, что импортозамещение является приоритетным для нашей экономики, но для нас сегодня открыты и рынки в Азии. Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области налаживает коммуникации с новыми партнерами из Индии. В сентябре специалисты Ленобласти планируют посетить эту страну с бизнес-миссией».

Мнение власти: нехватка технологий

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко:

«Самое сложное – это финансовые санкции и высокие технологии. У нас нет сегодня шансов в ближайшие годы заместить поставки по новым технологиям и оборудованию. Если у нас нет какого-то продукта в проектах и чертежах, то надо понимать: чтобы выпустить станок или автомобиль – от стадии чертежа до выпуска уйдет от 5 до 7 лет. Это очень сложно.

Мы уже 5 лет занимались импортозамещением, но даже тогда мы делали его, используя импортные поставки, пытаясь брать лучшее оборудование от лучших производителей мира. Здесь я бы не озвучивал излишнего оптимизма по импортозамещению.

Зато есть стратегические отрасли, например, АПК, вот здесь у нас есть все шансы в течение 2–3 лет полностью заместить все импортные поставки. Для этого нужно вкладывать деньги, в том числе федеральные, в селекцию и семеноводство».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах