Это произошло 90 лет назад. Рано утром 5 мая 1926 года в русской деревне Сализи 300 солдат вытянули из эллинга дирижабль «Норвегия». Судно направлялось в норвежское поселение Ню-Олесунн в архипелаге Шпицберген, а дальше – к мысу Барроу на Аляске через Северный полюс.
Весь мир трубил об этом старте. Еще бы! В случае успеха предприятия это был бы первый в истории человечества перелет через Северный полюс.
Экспедицией командовал прославленный полярник Руаль Амундсен, который уже имел за плечами путешествия к Южному полюсу Земли, множество морских походов и неудачные попытки покорить северную вершину мира, в том числе и по воздуху. Но как же «Норвегия» оказалась в Гатчине?
«Хочу пострадать за дело»
Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. На лыжи встал, как только научился ходить, к 18 годам не без проблем окончил школу, а в университете отучился лишь два года, зато в 21 год сумел наняться на корабль. С тех пор страсть к путешествиям в нём только крепла, и в 31 год он уже организовал первую свою собственную полярную экспедицию на небольшом судне «Йоа» с целью покорить Северо-Западный проход вдоль берегов Северной Америки из Атлантического океана в Тихий.
К этому походу готовился едва ли не с 15 лет. Он ежедневно упражнялся, специально испытывал лишения, спал на свежем воздухе в любую погоду или дома, но на полу, с распахнутым окном, укрывшись одним лишь пальто.
Как утверждает Тур Буманн-Ларсен в своей книге «Амундсен» в серии «ЖЗЛ», в 20 лет будущий покоритель обоих полюсов земли прошёл медицинскую комиссию, в заключении которой было написано: «Рост 180 см, объём грудной клетки на выдохе - 87 см, на вдохе - 98 см». Среди его знакомых за ним даже закрепилось прозвище Последний викинг.
Подобно викингу Амундсен мечтал об опасных путешествиях и приключениях. В своих мемуарах полярник писал о своих впечатлениях от знакомства с историей путешествий Франклина: «Удивительно, что из всего рассказа более всего приковывало моё внимание именно описание лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. Я тоже хотел пострадать за своё дело, - не в знойной пустыне по пути в Иерусалим, а на ледяном Севере, на пути к широкому познанию доселе неведомой великой пустыни».
Дирижаблем не удивишь
Надо отметить, что в появлении дирижабля в простой русской деревне для местных жителей ничего необычного не было. Что при советской власти, что до неё в Гатчине и Сализи базировались воздухоплаватели: близ города с 1911 года действовал аэродром, мастерские, ангары, склады; в самой Гатчине был лётный отдел Воздухоплавательной школы; а в деревне Сализи находился полигон, причальная мачта и ангар для сборки и ремонта дирижаблей – эллинг. И луч прожектора, появившийся в тёмном небе над деревней около восьми часов вечера 15 апреля, никто наверняка не принял за небесное знамение.
До полярной экспедиции «Норвегия» стояла на приколе в советской деревеньке уже около трёх недель. Под Ленинград дирижабль прибыл из Рима через Пулхэм и Осло под управлением своего создателя итальянца Умберто Нобиле. В Сализи дирижабль отремонтировали, залили масло, загрузили припасами, баллонами с водородом и т.д.
Однако провожать корабль пришли сотни местных жителей из города и окрестных деревень. А вот пролетая над Невой, Невским проспектом и Дворцовой площадью, 106-метровый воздухоплавательный аппарат произвёл настоящий фурор.
Русскому места не нашлось
Будучи импульсивным и страстным человеком, Руаль Амундсен всё же заботился о безопасности своих предприятий. Он уже видел, как люди лишаются ума во время долгих зимовок (во время экспедиции к Южному полюсу земляк Амундсена решил уйти с ледяного континента на родину пешком), как страдают от цинги, обморожений, голода. Он сам после трёхлетнего морского похода из Атлантического океана в Тихий выглядел на 60, хотя ему было только 33.
На Южном полюсе сам Амундсен страдал от кровотечений, обмораживал лицо до того, что щёки превращались в сплошные гнойные язвы. В 1925 году, когда он с товарищами во время неудачного трансарктического перелёта был вынужден совершить посадку и три недели провести в торосах, он таскал самолёт и рубил лёд при пайке 250 г твёрдой пищи в день!
Потому путешественник и выбрал воздухоплавательную базу в Сализи как один из отправных пунктов для своей последней полярной экспедиции. Его дирижабль снабдили по высшему разряду и проводили. Все расходы по подготовке воздушного судна взяла на себя Советская Россия - даже имея спонсоров по всему миру, путешественник был в долгах, выплатить которые не представлялось возможным до конца жизни.
Тем не менее, из дирижабля на полярный лёд выпали только флаги Норвегии, Италии и США. В последний момент состав экспедиции поменялся. К полюсу полетели семь норвежцев, семь итальянцев, американец и швед. А русский связист Геннадий Олонкин был исключён под надуманным предлогом.
80 часов над океаном
Без проблем не обошлось. К Северному полюсу с архипелага Шпицберген вылетели утром 11 мая, но перед этим не установили даже печку на камбузе. Есть приходилось мороженую еду, а кофе и чай в термосах быстро закончились.
К 2 часам ночи 12 мая полярники достигли северной вершины мира и зависли над изломанным льдом. А после достижения полюса пропала радиосвязь. На следующий день начались технические проблемы из-за обледенения дирижабля, потом команда попала в неблагоприятные погодные условия... Исследователям пришлось побеждать проблему за проблемой без сна в течение практически 80 часов, пока они наконец, вечером 13 мая, не приземлились в городке Теллер на Аляске. Первый трансатлантический перелет в истории человечества был завершен.
Одним из итогов экспедиции стал пожизненный конфликт между Руалем Амундсеном и Умберто Нобиле. Полярник не желал делить славу покорителя Северного полюса с итальянцем, но и замолчать участие в экспедиции прославленного воздухоплавателя уже не представлялось возможным.
Сализи сегодня
Деревня, известная как Сализи с 1676 года, сегодня – село Котельниково. В 1949 году его переименовали в честь изобретателя ранцевого парашюта Глеба Котельникова. Сейчас, по официальным данным, там проживают около 50 человек. На месте полигона красуются коттеджи и заборы.
В 1963 году базировавшееся в Гатчине авиаподразделение «переросло» базу и переехало. Аэродром сначала отдали под сельхозавиацию, а потом и вовсе под жилую застройку. В городе ещё можно найти развалины различных строений, гаражи, ангары. А в Котельниково от эллинга, в котором советские авиаторы готовили «Норвегию» к полярному полёту, осталось ровно три бетонных опоры. Больше - никаких напоминаний.