Монумент «Разорванное кольцо», установленный на берегу Ладожского озера, хорошо известен не только жителям Петербурга, но и всей России. Однако немногие знают его автора – скульптора Константина Симуна.
Как начинающему мастеру удалось создать такой точный в своей простоте и лаконичности памятник? И как сложилась судьба самого художника?
«По недосмотру начальства»
Константин Симун родился в Ленинграде в 1934 году. В блокаду был в эвакуации в Кировской области, затем детдоме. Учился в Академии художеств, однако с пятого курса его исключили «за формализм». Правда, буквально на следующий год он стал членом Союза художников, а еще чуть позже - владельцем собственной мастерской.
Самую знаменитую свою работу - «Разорванное кольцо» - молодой скульптор создал почти случайно. Как он сам говорил, «по недосмотру начальства». В то время по инициативе поэта-фронтовика, депутата, Героя Социалистического Труда Михаила Дудина начал создаваться Зеленый пояс Славы - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. В один из дней Симуна в числе других скульпторов и архитекторов пригласили на Вагановский спуск - место, где Дорога жизни выходила на лед Ладоги. Там планировалось создать очередной обелиск.
«Вокруг сплошные горизонтали - небо, вода, берег, чахлые деревца, - вспоминал о той поездке скульптор. - Кто-то сказал: «Здесь необходима вертикаль!». И у меня в воображении моментально возникло «разорванное кольцо». Я ничего никому не сказал, а вечером сделал гипсовый эскиз».
На следующий день Константин позвонил архитектору, отвечающему за проект. Выяснилось, что модель уже отобрана, процесс идет и новые идеи не нужны. Тем не менее ответственный товарищ приехал посмотреть, и набросок Симуна ему понравился. Но требовалось, чтобы все утвердило партийное руководство. На удивление, и там дали «добро». Правда, раздались вопросы: «Не абстрактная ли скульптура?». Но молодой автор нашелся: «Что вы! Это дорога на Ленинград, а это - на Большую землю».
На добровольных началах?
Началась работа, и в октябре 1966 г. памятник был открыт. Взмывающие в небо две железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними - Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под арками - следы автомобильных протекторов. Именно отсюда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера и потом возвращались. Рядом расположены два белых шара, имитирующие прожекторы, и подлинное 85-мм зенитное орудие. В 2015-м, к 70-летию Победы, под арками был зажжен Вечный огонь, доставленный с Пискаревского кладбища.
На открытии, да и сегодня, придя на это место, многие не скрывают слез, настолько пронзительным, берущим за душу получился памятник. Тем удивительнее, что за такой труд сам скульптор не получил ничего.
«Всю работу я выполнил на добровольных, как тогда говорили - общественных - началах, - рассказывал он впоследствии. - Заказа не было - не было и денег».
Мастер не стал бороться за гонорар. Хотя знал, что труд рабочих, отливавших монумент, дорожников, других специалистов оплачен. А если учесть все авторские отчисления с открыток, конвертов, другой печатной продукции, которая миллионными тиражами разлеталась по стране, автор «Разорванного кольца» мог стать по-настоящему обеспеченным человеком. Но он всегда считал, что дело не в деньгах.
Начал все сначала
В 1980-е судьба приготовила ему очередное испытание. Умер сын, живший в Америке.
«У нас и в мыслях не было уезжать из Ленинграда, но выяснилось, что нашу трехлетнюю внучку собираются определить в чужую семью. Начались многочисленные суды, мы добились опекунства, но права вывезти ее из Штатов нам не дали. Пришлось остаться», - вспоминал Симун.
Так он начал все с нуля. Но справился и с этой проверкой на прочность. Делал парковые скульптуры, из самых, казалось бы, неподходящих материалов - сварного железа, керамики. Галерею библейских и мифологических персонажей сделал, например, из канистр. Создал портреты Ленина, Жукова, однако одной из самых интересных стала скульптура Бродского «Я вернулся». Главные точки - чемодан, голова, ступенька и линия границы. Так и вспоминается знаменитая фотография поэта, сидящего на чемодане перед отъездом в аэропорту. Сегодня эту работу можно видеть в парке скульптуры СПбГУ.
Связи с Россией, Петербургом Симун никогда не терял, хотя приезжал в родной город редко. Кстати, шесть его работ были представлены на выставке «Дорога жизни» и проданы с целью благотворительности. Средства переданы организациям, помогающим жителям блокадного Ленинграда и устраивающим в семьи детей-сирот.
В сентябре этого года Константина Симуна не стало. Его произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музеях Ахматовой и Городской скульптуры, многочисленных коллекциях. Но главный - памятник «Разорванное кольцо». Наш долг, чтобы имя его автора не забылось.