Примерное время чтения: 6 минут
2942

Стоп-тур. Почему россияне остаются без летнего отдыха

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 19/07/2018
Многим россиянам приходится распаковывать свои чемоданы.
Многим россиянам приходится распаковывать свои чемоданы. pixabay.com

Прилететь в другую страну и узнать, что бронь в отеле снята, а туркомпания разорилась – кошмар любого туриста. Тысячи людей по всей стране столкнулись с этим наяву. За последний месяц сразу несколько операторов приостановили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Клиенты опасаются, что не вернут свои деньги и не получат компенсацию за испорченный отпуск.

Кредит за пустоту

Этим летом о приостановке деятельности объявили петербургские туроператоры «Матрешка-тур» и «Аврора-БГ», а также старейшая российская компания «Натали Турс». Количество пострадавших исчисляется тысячами. По предварительным подсчетам, в среднем петербуржцы потеряли около 110-115 тысяч рублей.

Владимир П. не улетел с «Матрешкой-тур» в Израиль еще зимой. За пакет он отдал около 105 тысяч рублей. «Нам обещали, что все вернут. Потом сказали, что будут выплачивать по частям. Но никаких денег я так и не увидел, – говорит мужчина. – С жалобой мы обращались в разные инстанции. Сейчас опять пошли разговоры, что нам что-то дадут, но я уже не верю».

«За два дня до поездки узнали, что «Аврора-БГ» прекращает деятельность. Позвонили в отель в Болгарии, там подтвердили, что бронь аннулирована, – рассказывает Анастасия М. – Покупали путевки в марте. Поездка для двух взрослых и одного ребенка обошлась нам в 125 тысяч рублей. Уже на чемоданах сидели, а тут такое». Представитель страховой компании так и не сказал, получим ли мы деньги обратно. Да и кто заплатит моральную компенсацию? Мы же сейчас никуда не улетим, отпуск пропал!».

«Мы взяли в кредит 150 тысяч, чтобы оплатить путевку в Испанию от «Натали Турс», – говорит Елена Сулевич. – И никуда теперь не улетим. В шоке с мужем. В страховой намекнули, что финансовых гарантий на всех клиентов не хватит. Будем выплачивать кредит за пустоту!».

Оксана и Михаил Афроновы купили в «Авроре» только авиабилеты в Болгарию. Отпуск закончился, а улететь домой петербуржцы не смогли. «Так как мы покупали не турпакет, а только билеты, то должны как-то сами выпутываться из ситуации. «Турпомощь» не имеет право нас вывозить домой, – возмущается Оксана. – Мошенничество какое-то! Мы заплатили за билеты, которые уже оплачивали – и компенсировать нам никто ничего не будет. Деньги куда-то ушли, а виноватых нет! Нам еще повезло. Туристы по несчастью пишут – улетели на отдых, а там ребенок заболел, и выяснилось, что страховку фирма не купила. Теперь их ждет счет за лечение на несколько тысяч евро!».

Футбол подкосил

У «Матрешки-тур» проблемы начались еще в 2017 году, когда на острове Хайнань в Китае застряли около 200 туристов. Компания вывозила их за свой счет. Затем были отменены полеты в Китай, Болгарию и Израиль. Чтобы погасить долги клиентам, туроператор продал один из активов – «Аврора БГ» и сократил несколько офисов.

Вскоре его исключили из реестра туроператоров, так как один из двух его страховых партнеров лишился лицензии. К середине июня «Матрешка» закрылась. Вслед за ней приостановила деятельность и «Аврора-БГ». При этом 70 человек в это время еще отдыхали в Болгарии и Черногории, в том числе 40 детей. Их пообещали вернуть без проблем. А вот туры 180 петербуржцев были аннулированы. Еще 1500 человек купили через компанию авиабилеты.

Количество отдыхающих, которые пострадали от закрытия «Натали Турс», специалисты еще подсчитывают. По предварительным подсчетам, за границей у компании около 3,5 тысячи человек. До 1 октября продано около 10 тысяч туров. Деятельность компании изучает Следственный комитет.

Некоторые руководители фирмы заявили, что проблемы у них возникли из-за мундиаля. Якобы туристический сезон начался позже – люди не хотели выезжать на отдых. «Сомневаюсь, что причина в ЧМ, – считает член Ассоциации туроператоров России Владимир Сысоев. – Скорее всего, это системные ошибки в планировании и анализе рынка. В последнее время доходы населения упали, а евро и доллар выросли. Увеличились стоимости перелета, трансфера, отелей и других услуг, люди стали отказываться от турпакетов и брони. К тому же, сейчас многие выбирают самостоятельный туризм. Вдобавок в этом году выросла доля раннего бронирования зимой и весной. Если компании хотели решить материальные проблемы за счет продаж в мае или июне, то явно просчитались».

Что делать?

Сегодня, в отличие от ситуации 2014 года, на все проблемы туроператоров сразу же откликается Федеральное агентство по туризму и Ассоциация «Турпомощь». Если туроператор «грохнулся», специалисты советуют искать всю полезную информацию на их сайтах, а также не стесняться звонить на горячие линии. В экстренных случаях там появляются все нужные телефоны и рекомендации. Также очень много информации дает «АТОР» (Ассоциация туроператоров). При этом, если турфирма заявила о приостановке деятельности, то финансово отвечать за нее будет страховая компания. Если денег достаточно, то их получат все пострадавшие в полном объеме, а если нет, то, вероятно, будет перечислена лишь часть суммы.

«Обращаться для возмещения в страховые компании могут только те граждане, что купили пакет, т. е. перелет и отель. А вот на тех, кто покупал только перелет, страховка не распространяется. Возможно, им придется решать этот вопрос в суде», – объясняет представитель Ассоциации «Турпомощь» Яна Романова.

«В целом, так как турбизнес работает в конкурентной среде, очень сложно делать прогнозы о финансовой устойчивости того или иного туроператора, – говорит замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии Павел Румянцев. – Однако косвенные признаки, на которые стоит обратить внимание, все те же: членство в Ассоциации «Турпомощь» и других общественных организациях туроператоров. Размер финансовых гарантий, приобретенных у страховых компаний, и рейтинг этих страховщиков. Хорошо заранее интересоваться у турагентов репутацией того или иного оператора, посмотреть публикации и отзывы на туристических порталах. И, конечно, важно, чтобы турист внимательно изучал договор о предоставлении услуг и четко понимал, с какой организацией он его заключает. Надо знать свои права и алгоритм действий в случае возникновения внеплановых ситуаций».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах