Действующий в Ленинградской области Мультицентр социальной и трудовой интеграции был открыт в 2015 году и за это время доказал эффективность выбранной модели работы. Опыт Мультицентра востребован на федеральном уровне, его методики изучаются и применяются во многих регионах страны. Но главное не это – за несколько лет работы Центра более тысячи его выпускников нашли применение своим силам в различных сферах экономики. И если бы не усилия команды Центра, то бóльшая часть из них, с огромной долей вероятности, находилась бы сейчас в психоневрологических интернатах.
Глядя в будущее
История Мультицентра началась с благотворительного фонда «Место под солнцем». Специализацией фонда была помощь детям-инвалидам. Но через некоторое время стало ясно – привычный формат поддержки не решает все возникающие проблемы.
«Благотворительный фонд «Место под солнцем» занимался детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогал их родителям, работал с семьями. Но в какой-то момент мы поняли, что нужно смотреть в будущее. Ведь дети растут, им исполняется по 14–15 лет, и что дальше? Если у ребенка есть семья, то за ним еще какое-то время будут ухаживать, но ведь многие живут в интернатах, они – сироты, и в нынешних условиях почти нет шансов, что они найдут себе место в обществе. Так рождалась идея школы жизни, и сейчас мы находимся в учреждении, где при поддержке региона эту идею удалось отчасти реализовать», – рассказывает директор Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ирина Дрозденко.
Официально Центр называется нетиповым государственным профессиональным образовательным учреждением. В этом определении важно каждое слово. И если с нетиповым все понятно (Центр уникален для России), с государственным тоже очевидно, то на профессиональном образовании надо остановиться подробнее. Дело в том, что в нашей стране за постперестроечное время была фактически ликвидирована система начального профессионального образования. Есть только среднее и высшее – училища, колледжи, техникумы. А для того чтобы поступить туда, существуют определенные требования, которые зачастую оказываются непосильными для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не может сдать экзамены в школе, то он не получает аттестата, а значит, лишается возможности получить даже самую элементарную специальность. Кстати, родители таких детей часто делают ошибку, стремясь с помощью репетиторов дать ребенку хорошее образование на школьной скамье и не учитывая его особенности, – в результате ресурсов организма не хватает, у человека не получается осваивать школьную программу.
В Мультицентре подход совершенно иной – здесь стремятся помочь ребятам сконцентрироваться на овладении конкретными, востребованными специальностями, с перспективой трудоустройства и самостоятельной жизни. При этом обучение начинается с самых азов – того самого начального уровня.
«Посмотрите на этот плакат, – Ирина Дрозденко указывает на настенное изображение молодого улыбающегося парня в спецовке и с газонокосилкой, – это наш выпускник. Не будем сейчас про его особенности, но факт в том, что он ушел из школы, не смог освоить программу и сдать ЕГЭ. Однако значит ли это, что он не способен трудиться и зарабатывать себе на жизнь? Два с половиной месяца – и парень освоил профессию газонокосильщика. Сейчас он получает деньги, кормит, между прочим, свою бабушку, которая единственная его воспитатель, и когда бабушка рано или поздно уйдет из жизни, он унаследует квартиру и останется в своем доме. В противном случае его бы ждал психоневрологический интернат (ПНИ), и это неизбежно, даже по экономическим причинам. Пенсия, которую получает инвалид, – минимальна, порядка 8 тысяч рублей, и ее хватает в лучшем случае на квартплату. А на что жить? Вот люди и переходят на попечение к государству. А у него будут и пенсия, и заработная плата, что означает – он сможет остаться в родном, знакомом с детства доме. И ребята, которые у нас обучаются, это прекрасно понимают, и их это очень мотивирует», – резюмирует Ирина Дрозденко.
Под требования работодателя
Возрастная группа слушателей Центра – от 16 лет и, в общем, без возрастных ограничений, хотя специалисты, конечно, предпочитают работать с трудоспособным возрастом. Период социальной адаптации может доходить до трех лет, а непосредственно срок обучения по выбранному учебному курсу варьируется от двух месяцев до полугода. Процесс обучения включает элементы дуального образования и представляет собой комплексное сопровождение молодых инвалидов в течение всего периода пребывания в Мультицентре. После чего – трудоустройство. У Центра налажено взаимодействие с различными предприятиями, от мелкого бизнеса до крупных производств. По возможности, будущих специалистов обучают с учетом тех конкретных требований, которые предъявляет будущий работодатель.
«В Мультицентре под заказ и потребности бизнеса обучают специалистов разных профилей. Если вы знаете, что вам требуется конкретный специалист, – обратитесь к ним, и вам либо подберут человека с нужными знаниями и умениями, либо дообучат в соответствии с той технологической картой, которую вы составите. В Мультицентре высочайшие стандарты подготовки, и крайне важно, что там дают не только теоретические, но и практические знания, с работой на производстве и оттачиванием конкретных профессиональных навыков. Говорю это с уверенностью, потому что мы и сами неоднократно к ним обращались», – рассказывает один из партнеров Мультицентра, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens Наталья Осетрова.
Не работа, а – миссия
Более того, последующее трудоустройство с определенным «гарантийным сроком» предполагает сопровождение выпускника на рабочем месте в период адаптации группой специалистов Мультицентра – юриста, педагога-психолога, социального педагога и мастера производственного обучения. Плотно работают специалисты Центра и по помощи инвалидам в их социальной адаптации в обыденной жизни. К примеру, оказывают юридическую помощь в получении социальных квартир для сирот.
«В нашем центре работают около 100 специалистов, и, конечно, их деятельность по своему характеру ближе к служению и миссии. Люди, которые собрались здесь, тратят колоссальный душевный ресурс. Мы все объединены общей идеей. И это, как ни странно, не столько идея милосердия, сколько понимание возможности изменения всего пространства вокруг нас. Я считаю, что нужно развивать не только прогрессивные цифровые технологии, но и перспективные социальные технологии. Именно эта работа и дает в совокупности экономический успех. Инвалидом ведь может быть и абсолютно здоровый человек. Ограниченность состоит не в отсутствии рук или ног. Она – в ограниченности мышления, в консервативности людей, которые не хотят развития.
Мы же не боимся нового. В результате после подготовки от нас выходят качественные специалисты, которые укрепляют экономику страны и меняют представление общества о возможностях людей с особенностями развития», – отмечает Ирина Дрозденко.
Мнение власти: государство открыто к партнерству
В Ленинградской области на сегодняшний день проживают более 120 тыс. человек с инвалидностью, включая 4 тыс. детей. По мнению председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Анастасии Толмачевой, с адресным подходом и особым вниманием к этим людям никогда не справится никакая сеть госучреждений без полноправного участия в комплексной реабилитации негосударственного некоммерческого сектора.
«Прежде всего это взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности и далее – организаций различных форм собственности, осуществляющих социальную, психолого-педагогическую, профессиональную, физическую, социокультурную реабилитацию», – считает Анастасия Толмачева.
Кстати
Мультицентр социальной и трудовой интеграции является экспериментальной площадкой РАН. За время работы Мультицентра более 1000 молодых людей с инвалидностью получили профессии и были трудоустроены.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.