3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Однако многие считают, что с ее последствиями мы не справились до сих пор.
Действительно ли у россиян сформировался «рабский менталитет»? Можно ли русских крепостных сравнивать с американскими рабами? И как крепостничество отразилось на будущем страны, рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов.
Омерзительные явления
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Наших крепостных крестьян и американских рабов часто сравнивают, ставя между ними знак равенства. Так ли это?
Роман Соколов: Крепостное право в России второй половины XVIII-XIX веков и рабовладение в Северной Америке - два омерзительных явления, но сравнивать их некорректно, так как они имеют разные исторические предпосылки. Рабство изначально было обосновано экономическими интересами эксплуататоров. Исходя из циничного соображения, что к труду можно принудить силой и ничего за это не платить, миллионы чернокожих рабов завозились из Африки в Новый Свет на протяжении 250 лет.
Крепостное право в России появилось как ответ на постоянную военную опасность, запрос армии. С конца XV века основой армии становится поместное войско - дворянская конница. Человек получал в пользование участок земли, а за это должен был явиться «конно, людно и оружно» защищать границы страны. Более того, к XVIII веку эта служба фактически превратилась в бессрочную. Поэтому изначально частновладельческие (будущие крепостные) крестьяне - жители сельской местности, которые должны были своим трудом обеспечить помещика, и он мог беспрепятственно нести военную службу. То есть своего рода общественная повинность. Однако со временем такие крестьяне полностью лишились личной свободы и гражданских прав, по сути, превратившись в рабов помещиков, служебная обязанность которых, напротив, была отменена. 18 февраля 1762 года Петр III издал Манифест о вольности дворянства, освобождавший дворян от обязательной гражданской и военной службы в мирное время. Как писал русский историк Василий Ключевский, на следующий день должен был бы появиться манифест о вольности крестьянства. И он действительно появился, но… через 99 лет. Все это время угнетение крестьян только нарастало.
- Действительно ли помещик мог безнаказанно делать с крестьянами все, что угодно?
- Вопиющие случаи действительно были - например, история всем известной Салтычихи (помещица замучила и искалечила около 140 крестьян. - Ред.). Однако нельзя считать представителей высшего сословия свирепыми извергами, только и думавшими, как бы совершить убийство или изнасилование. Хотя и первое, и второе, безусловно, случались. Но нельзя забывать, что помещики жили в обществе с определенной системой ценностей, которой старались придерживаться. К тому же они были экономически заинтересованы в живых и здоровых крестьянах. Ведь если крепостной умирал, помещик продолжал вносить за него государству подушную подать - до следующей переписи населения, что наносило ему экономический урон. Именно поэтому гоголевские герои с удовольствием продавали свои «мертвые души».
Убийство крепостного крестьянина считалось уголовным преступлением. Другое дело, что наказание было несоразмерно злодеянию. Так, в правление Елизаветы Петровны некоего майора Лазарева за убийство крепостного подвергли церковному покаянию, что тогда фактически означало нерукопожатность в обществе. Помещицу Зотову в 1762 г. за истязание крепостных постригли в монахини, ее имение продали с публичного торга, а деньги раздали крестьянам. Как сегодня сказали бы - в качестве возмещения физического и морального вреда. Знаменитая Салтычиха свои дни тоже окончила в заточении, лишенная дворянского звания. Екатерина II посчитала, что помещица-садистка недостойна называться женщиной, и на полях приговора рукой императрицы вместо «она» проставлено «он». Поэтому, в отличие от американских рабов, у крепостных крестьян какая-то законодательная защита существовала, однако зачастую не спасала от телесных наказаний, гаремов из крепостных, унижений и прочих аморальных явлений, которыми сопровождается порабощение личности.
Кровь Палашки
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Есть мнение, что русским до сих пор не удалось «выдавить из себя раба» и в наследство от крепостного права нам достался «рабский менталитет»…
Роман Соколов: «Наследство» в виде крепостного права досталось не только России, но и большинству европейских стран, не говоря о США. Например, в Польше оно принимало куда более бесчеловечный характер, сопровождаясь еще и угнетением по религиозному признаку. Тем не менее «рабского менталитета» там не сформировалось. В США рабство проявлялось в самых жестоких формах, что не оспаривает никто. Однако эта страна в сознании многих является образцом демократии, хотя лично я бы с этим поспорил.
Кроме того, стоит помнить, что крепостное право было распространено не на всей территории Российской империи. На русском Севере и в Сибири крепостных фактически не существовало. Означает ли это, что сибиряки по своему духу более демократичны, чем москвичи, нижегородцы или жители Смоленской области, на землях которых в свое время процветало крепостничество? Конечно, нет! Сегодня большинство россиян даже не думают, потомками какого сословия они были. Особенно после того, как в 1917-м все перемешалось, и в нас может течь кровь и дворовой Палашки, и графа Орлова.
То, что крепостное право - позорное явление, от которого надо избавляться, стало ясно задолго до его отмены. Поэтому власть, начиная с Павла I, уже делала первые шаги к освобождению крестьян. Так, 5 апреля 1797 года был подписан Манифест о трехдневной барщине, ограничивающий использование крестьянского труда. Затем Александр I предпринял попытку решить вопрос по обоюдному согласию - выпустив Указ о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.). При Николае I было создано девять негласных комитетов по крестьянскому делу, но в итоге царем-освободителем стал только Александр II.
- Основанием для отмены крепостного права были моральные или экономические причины?
- И то и другое. Поворотный момент - проигранная нами Крымская война (1853-1856 гг.), показавшая слабость армии, сформированной на основе рекрутской повинности, которую ввел еще Петр I. Появилось понимание, что необходимо установить всеобщую воинскую повинность - в определенной степени стерев для этого сословные рамки. Поднимать промышленность, строить пароходы вместо парусных кораблей, железные дороги стало возможным только после отмены крепостного права. Манифест оказался серьезным стимулом для развития страны. К слову, фактически то же самое произошло в США после отмены рабства (1865 г.), но там экономический подъем оказался более долгосрочным. Во многом потому, что Штаты пошли по пути создания большого количества фермерских хозяйств, тогда как Россия оказалась заложницей интересов крупных землевладельцев.
Родились свободными
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Как отмена крепостного права отразилась на последующей истории страны и города (революция, сталинизм) - из одного рабства мы практически попали в другое?
Роман Соколов: Крепостное право и его отмена действительно имели далекоидущие последствия в истории страны. Во-первых, крестьяне, хотя и были освобождены с землей (за выкуп), но в недостаточном количестве, что стало причиной последующего недовольства. Лозунг «Земля - крестьянам» имел большое значение при свержении самодержавия, а затем и Временного правительства. Во-вторых, отмена крепостного права не привела к значительному изменению политической системы. Царь-батюшка и окружающая его камарилья из великих князей, живущих на широкую ногу, остались неизменными. Но утверждать, что это послужило причиной революции - и тем более последующего сталинизма, - я бы не стал. Там было немало других предпосылок.
- Как вы считаете, сейчас русские - свободная нация?
- Безусловно! Более того, любая нация - это свободная нация. Даже если в какой-то исторический момент она находится под гнетом со стороны других стран или собственных сограждан, это временное состояние. Оно обязательно прекратится, так как люди рождены быть свободными.
Кстати
В отличие от рабов, крепостные крестьяне обладали возможностью стать богатыми предпринимателями и выкупиться у помещиков. Самый известный «миллионер из крепостных» - Савва Морозов - стал купцом первой гильдии, имел колоссальный капитал и многочисленные фабрики.