Какие бы события не происходили в мире и стране, специалисты стальной магистрали продолжают работать, ведь обслуживание дороги и транспорта - это ежедневный кропотливый труд. О том, как изменилась деятельность Октябрьской железной дороги в пандемию, рассказал председатель Дорпрофжел Александр Голубев.
Проверка на прочность
Надежда Плахова, SPB.AIF.RU:Александр Валерьевич, расскажите, как события уходящего года повлияли на транспортную сферу?
Александр Голубев: 2020 год был непредсказуем и уникален. В марте, когда начались введения первых ограничительных мер, никто не мог предугадать, что эти процессы затянутся на такое длительное время.
В текущем году произошел резкий спад пассажиропотока как в междугородном сообщении, так и в Петербургском метрополитене. Например, в некоторые моменты он составлял около 30% от показателей прошлого года. Конечно, в данной ситуации профсоюз вместе с работодателями делал все возможное для сохранения благоприятного климата в коллективах и сохранения рабочих мест.
- Как профсоюз отреагировал на нововведения, связанные с пандемией? Ведь работать так же, как раньше, было невозможно.
- Хорошей поддержкой для работников в этот период стало Соглашение между объединением Желдортранс и Роспрофжел. В документе закреплены важные положения, такие как: приостановка мероприятий по сокращению численности работников; обеспечение сотрудников дополнительными средствами индивидуальной защиты, масками, перчатками, защитными костюмами; оплата простоя из расчета выплаты 2/3 средней заработной платы.
- Требовалась ли помощь профсоюза в получении назначенных президентом новых выплат?
- Весной 2020 года была открыта консультация правовой инспекции Дорпрофжел для членов профсоюза, попавших в трудные жизненные ситуации. Вопросы не граничивались областью трудового законодательства, они касались всех сфер жизни. И пик обращений пришелся как раз на апрель-май 2020 года - после издания Указов Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Всего было получено более 300 обращений.
- Обрушение моста в Мурманске на реке Кола произошло в июне из-за паводковых вод и вызвало большой резонанс. Как профсоюз принимал участие в ликвидации последствий?
- Эта ситуация показала, что железнодорожники и в экстремальных условиях справляются с поставленными задачами. Строительство железнодорожного объездного пути от станции Выходной до блокпоста 9 км в Мурманской области стало необходимым из-за обрушения моста. Работы были завершены раньше запланированного срока. Для сотрудников нами была организована доставка воды, горячего питания и других необходимых вещей. Это событие стало серьезной проверкой для руководства Октябрьской дороги, и она была пройдена успешно. Уже в сентябре новый мост сдали в эксплуатацию.
«Всегда держим руку на пульсе»
- Проверку экстренной ситуацией прошли. А как в целом в условиях пандемии обеспечивались безопасность труда и движения?
- В компании этому всегда уделяется большое внимание. Профсоюзом ведется постоянный контроль за реализацией долгосрочных программ по санитарно-бытовому обеспечению работников, по ремонту и содержанию зданий и санитарно-бытовых помещений, поставке модульных табельных и пунктов обогрева и т. д. В период пандемии проводилась работа по обеспечению людей средствами защиты: масками, респираторами, дезинфицирующими средствами.
По этому вопросу начальник дороги занимает принципиальную позицию - он уделяет огромное внимание улучшению производственного быта на рабочих местах.
- В этом, наверное, помогают и институты общественного контроля и охраны труда?
- Да, и профсоюз ведет активную работу по улучшению деятельности институтов общественного контроля. В октябре в Санкт-Петербурге на заседании Ространснадзора как раз рассматривался вопрос работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов на Октябрьской железной дороге. Этот опыт высоко оценили участники заседания - представители авиационного и автомобильного транспорта, а также речного и морского судоходства.
- На что именно обратили внимание участники заседания?
- На мотивацию лучших работников. Почти год назад, в декабре 2019 года, прошел первый слет лучших общественных инспекторов по безопасности движения поездов. На нем были приняты конкретные решения, часть из которых уже реализована. С 1 января 2020 года лучшие общественники стали получать дополнительное вознаграждение по квартальным итогам работы. Это хороший стимул для качественного выполнения своих обязанностей.
- А какие еще способы мотивации у вас есть?
- В целях поощрения членов профсоюза, добившихся высоких производственных показателей, мы организуем экскурсионные и туристические программы. Для поддержки работников локомотивных бригад - машинистов и помощников - развивается программа страхования от профнепригодности. Если застрахованный машинист, к примеру, не получает допуск от медиков к работе, он имеет право на страховую выплату.
Для членов профсоюза, получивших травму в быту, осуществляется финансовая поддержка. За пять лет помощь получили более 5000 человек на общую сумму свыше 25 млн руб.
Волонтеры и дети
- Вернемся к пандемии. Медицина в РЖД всегда была одной из лучших. Как мировые события сказались на работниках ваших клиник?
- Часть сотрудников принимала участие в работе госпиталей. С первой волной COVID-19 отраслевая медицина справилась достойно: оперативно принимались важнейшие решения. Весной также было подписано типовое положение, предусматривающее установление стимулирующих выплат работникам учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», оказывающих помощь пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция. В этот период 8 медработников Октябрьской магистрали получили поощрения от Федерации независимых профсоюзов России.
- Железнодорожники - активные участники всех спортивных мероприятий. В этом году пришлось обойтись без них?
- Конечно, план мероприятий пришлось скорректировать. Но часть из намеченного успели провести зимой, в марте, а еще в августе и сентябре, но уже с соблюдением новых требований Роспотребнадзора. Так, в конце лета ОАО «РЖД» вместе с Роспрофжелом и РФСО «Локомотив» провели месячный онлайн-марафон, посвященный 75-летию Победы. Призерами стали и работники Октябрьской дороги.
К счастью, пандемия не помешала проведению велопробега РОСПРОФЖЕЛ, один из этапов которого проходил вдоль линии фронта из Мурманска в Москву. Его участники посещали места боев, памятники войны. На каждом таком месте была собрана частичка земли, которую поместили в гильзу и передали в музей Великой Отечественной войны в Москве.
- В РЖД развито и волонтерское движение. Как добровольцы проявили себя в пандемию?
- В текущем году как никогда стала важна поддержка волонтерского движения. Совместно с руководством магистрали были сформированы специальные отряды активистов. Более 200 волонтеров дороги совместно с профсоюзным активом поддержали общероссийскую акцию «МыВместе». В первую волну коронавируса о возможности получить помощь проинформировали около 23 тысяч ветеранов-железнодорожников. Ко Дню Победы была проведена масштабная работа по доставке ветеранам подарков и продовольственных наборов. Сейчас, в период второй волны, работа по оказанию поддержки населения продолжается. Профсоюз оказывает адресную помощь волонтерам на местах, а профсоюзный актив присоединяется к их акциям.
- Летний отдых детей тоже был организован совсем иначе. Как с этим справились вы?
- В летние месяцы мы были вынуждены отказаться от традиционных оздоровительных программ для детей как в дорожных лагерях ОЖД, так и на Черноморском побережье. Совместно с руководством дороги был найден выход из ситуации - проведение онлайн-лагерей. Первый опыт получился достаточно успешным, судя по отзывам, дети остались довольны организацией и процессом обучения.
- Как вы будете отмечать Новый год?
- Ежегодно в канун Нового года профсоюзными организациями на всем полигоне дороги, от Мурманска до Москвы, проводится большая работа по организации новогодней кампании. Каждый ребенок сотрудника ОЖД получит новогодний подарок. А 345 детей в период новогодних праздников смогут принять участие в интерактивном онлайн-проекте, который в настоящее время готовится РОСПРОФЖЕЛ. В программе - дистанционное посещение музеев, экскурсии по Москве и Санкт-Петербургу, посещение резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.
- Что вы можете пожелать читателям нашей газеты в преддверии Нового года?
- В наступающем году я хочу пожелать жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области прежде всего здоровья, семейного благополучия и удачи!