aif.ru counter
404

Дорога надежды. 75 лет назад в блокадный Ленинград прибыл первый поезд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты - Петербург 28/02/2018

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление. 18 января они объединились на левом берегу Невы, прорвав блокаду Ленинграда. В тот же день было принято решение: построить на образовавшемся узком участке суши железную дорогу…

Ждёт Ленинград!

Возведение 33-километровой линии Шлиссельбург-Поляны - пример самоотверженного подвига железнодорожников и ленинградцев. На выполнение поставленной задачи было отведено беспрецедентно короткое время: 20 суток. Под постоянным вражеским обстрелом и налётами немецкой авиации путейцы начали прокладывать рельсы. Фашистские позиции находились всего в 3-5 километрах от строительства, место работы хорошо просматривалось. Трасса проходила по болотистой местности, во многих местах шпалы приходилось укладывать прямо в снег, без положенной земляной насыпи. 

- Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает, - вспоминал командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. - Машинам не пройти. Мы в мешки насыпали грунт и таскали на плечах к полотну. Дня не хватало, люди работали ночью. 

Сложнее всего было построить переправу через Неву. Возводить её поручили метростроевцам, на помощь им из Ленинграда прибыли две тысячи истощённых, измученных блокадой женщин. Работали из последних сил, стиснув зубы, каждую секунду рискуя погибнуть от взрывов вражеских снарядов. Но никто не думал о смерти, ведь спасительную дорогу ждал Ленинград.

«Поезд все шёл и шёл…»

8 февраля, всего через 17 дней после начала строительства, по дороге в сторону города двинулся первый состав. Несмотря на ожесточённый артобстрел, поезд прибыл на Финляндский вокзал. Состав с Большой земли привёз в Ленинград сливочное масло - это был чудесный подарок осаждённому городу. Тысячи изголодавшихся истощённых людей пришли встречать этот поезд, который давал им надежду на жизнь и веру в Победу. 

Фото: Commons.wikimedia.org

Но построить железнодорожные пути - это было полдела. Необходимо было наладить бесперебойное движение составов, не позволять немцам разрушить дорогу. Вот несколько фактов, которые показывают, какой ценой пришлось выполнять эту задачу. Среди 600 машинистов и кондукторов погиб каждый третий. Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз, случалось по 3 прямых попадания в день. При артобстреле 21 февраля было убито 13 и ранено 35 строителей, 27-го - убито 8 и ранено 14 человек, 3 марта - убито 3 и ранено 4 человека. За год над железной дорогой сбили 102 вражеских самолета. Март 1943 года выдался особенно тяжёлым. Во время обстрела был уничтожен состав с боеприпасами. Машинист и один человек из состава были ранены, еще двое железнодорожников пропали без вести. Во время восстановительных работ погибло ещё 15 человек. 

Но люди отправлялись в новые рейсы. Для того, чтобы увеличить количество поездов, был применён караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую - обратно. За сутки удавалось пропускать 16-25 составов. 

- Вокруг разбитые доты, землянки, окопы, валяются трупы фашистов в сине-зелёных мундирах, - рассказывал машинист Иван Архипович Волков. - Поезд вышел на Синявинские высоты, где засели немцы. Не успели мы въехать на торфяные болота, как начался обстрел нашего поезда. Снаряды рвались то слева, то справа, а поезд всё шёл и шёл к своей цели…

Фото: Commons.wikimedia.org

Благодаря «Дороге Победы» появилась возможность не только обеспечить нормальное питание ленинградцам, но и снабдить защитников города достаточным количеством боеприпасов и снаряжения. По железным путям были эвакуированы тысячи людей. 15 тысяч железнодорожников получили орден «За оборону Ленинграда». Но после окончания войны об их самоотверженном подвиге страна надолго забыла. Государство смотрело в будущее, нужны были другие ориентиры. И лишь в конце 70-х об этом эпизоде вновь заговорили. 

А просека, которая до сих пор сохранилась на месте Шлиссельбургской трассы, и сегодня нашпигована металлом. Он не даёт расти деревьям, в земле попадаются скрученные рельсы, шпальные костыли, проржавевшие стенки вагонов. Эти отголоски войны - памятник тысячам простых людей, которые, не жалея жизней, прокладывали и использовали «Дорогу Победы».

*Материал подготовлен при поддержке Северо-Западного банка ПАО Сбербанк.

 

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах