После суборбитального полета британского миллиардера Ричарда Брэнсона глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин призвал российских олигархов тратить деньги на развитие космических технологий, а не на «очередные яхты» и «ярмарку тщеславия».
Почему наши миллионеры не спешат вкладываться в развитие новых технологий, предпочитая ракетам дорогие машины? И как Россия потеряла своего Брэнсона - «Аргументы и факты» выяснили вместе с инженером космической отрасли, популяризатором космонавтики Александром ШАЕНКО.
Вопрос «зачем» - не стоит
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Александр Юрьевич, многих волнует вопрос: зачем вообще тратить деньги на космос, искать воду на Марсе, если на Земле столько нерешенных проблем и 12 миллионов россиян живут без водопровода.
Александр Шаенко: Космонавтика не ограничивается исследованием других планет. В ней есть отрасли, которые уже давно приносят прибыль и помогают решать многие проблемы на Земле.
В частности, это такие понятные и простые вещи, как спутниковая связь, навигация и съемка Земли. «Тарелка», прикрученная к избушке и позволяющая принимать телевизионные сигналы и получать интернет в российской глубинке, работает за счет космического спутника, который находится на высоте 36 000 км от поверхности Земли. Навигационные системы GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, без которых мир уже не представляет своей жизни, обеспечение связи в любой точке планеты, включая Северный полюс, метеорологические прогнозы - все это космические технологии. Сегодня именно съемки из космоса помогают нам оценить масштабы природных катаклизмов, увидеть незаконную вырубку лесов или, например, перемещение военной техники противника. Все это трудно переоценить. Безусловно, есть космические отрасли, которые требуют вложения значительных средств, но пока прибыли не приносят. В первую очередь они касаются изучения Вселенной. Один из примеров - это российская обсерватория «Спектр-РГ» (запущена 13 июля 2019 года), которая должна ответить на главный вопрос - как проходила эволюция галактик. Это запуск роботов на Марс. Полученные данные позволят расширить наши знания о состоянии Солнечной системы и спрогнозировать возможные варианты эволюции Земли, например, при увеличении количества парниковых газов. Насколько вырастет температура нашей планеты, и к каким последствиям это может привести?
Кроме того, сегодня существует группа богатых людей, которые вкладывают свои деньги в развитие частной космонавтики, и для них вопрос «зачем» изучать космос вообще не стоит. Они думают лишь о том, как это сделать быстрее и эффективнее. Именно они сегодня двигатель космонавтики.
Не лучшая отрасль для инвестирования
- Почему российских представителей в этой группе нет? И даже «Е-мобиль» олигарха Михаила Прохорова, который он представил на Петербургском экономическом форуме в 2013 году, заглох навсегда.
- Сейчас у всех на слуху суборбитальные полеты миллиардеров Ричарда Брэнсона на корабле Unity и Джеффа Безоса на New Shephard. Однако до недавнего времени и в России была частная компания «КосмоКурс», которая планировала осуществлять суборбитальные полеты на высоту 200 км с космическими туристами на борту. Она была намерена самостоятельно создать ракету-носитель сверхлегкого класса, а также построить в Нижегородской области космодром. Инвестором выступил один из увлеченных космосом российских олигархов, который предпочел не афишировать свое участие (СМИ называли имя владельца Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова. - Ред.). И это первый, и, видимо, единственный, российский миллиардер, инвестировавший в частный космический туризм. Однако весной этого года глава «КосмоКурса» Павел Пушкин объявил о закрытии компании, так как сложности (в том числе бюрократические), с которыми они столкнулись при реализации космических проектов, оказались непреодолимыми. Так Россия потеряла своего Брэнсона.
На сегодняшний день в нашей стране продолжают работать несколько «частников» - «Спутникс», Avant Space, Success Rockets, но они не ставят перед собой таких громких задач, как SpaceX Илона Маска и прочее. Космонавтика в России на данный момент - не лучшая отрасль для частного инвестирования. Государство по-прежнему держит монополию в космосе, не только не облегчая, но и усложняя жизнь частных компаний. Поэтому бóльшая часть интересных коммерческих проектов тонет на стадии подготовки производства. Кроме того, мало заинтересованных заказчиков на территории самой страны, а международный рынок для сбыта сейчас очень ограничен. Эти проблемы нужно решать как можно скорее, дав «зеленый свет» отечественным Маскам. Иначе в битве космических технологий мы окажемся проигравшей стороной.
Кстати
Многие шедевры в петербургских музеях появились благодаря меценатам. Так, российский предприниматель Владимир Потанин купил «Черный квадрат» Казимира Малевича за 1 млн долларов и подарил его Эрмитажу. А бизнесмен Владимир Кондратенко преподнес в дар ГМЗ «Петергоф» картину «Три философа» итальянского художника XVII века Бернардо Строцци. Петербургский же миллиардер Максим Левченко в этом году на свои деньги открыл Музей Бродского.
Надо подождать сто лет
Доктор экономических наук, профессор СПбГЭУ Николай Межевич: «Наш крупный частный капитал неохотно вкладывает деньги даже в приюты для животных, не говоря уже о космосе. И он абсолютно не готов к защите госинтересов и отстаиванию национальной чести ни на Земле, ни на других планетах. Да, многие восхищаются успехами Гагарина, но не хотят нести финансовое бремя, чтобы их повторить. Но лично я надеюсь, что ситуация преодолима - для этого нужно время. Первое поколение американских миллиардеров было точно таким же - им понадобилось 100 лет, чтобы насытиться крутыми «тачками и шмотками» и обратить свое внимание на науку и культуру. А нашему рынку лишь 30 лет от роду.
И методом эволюции, при определенной помощи со стороны государства, ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
Мы уже это видим, заходя в Музей Фаберже, где российским миллиардером и меценатом Виктором Вексельбергом собрана крупнейшая коллекция знаменитого ювелира. Или на территорию Новой Голландии, ставшей новым культурным объектом в городе благодаря Роману Абрамовичу. Подвижки есть, просто их меньше, чем хотелось бы, исходя из потребностей общества».
Если инвестировать в космос бизнесмены не спешат, то государственно-частное партнерство в развитии городской инфраструктуры неплохо работает уже много лет. «АиФ» выбрал проекты, которые будут реализованы в ближайшее время.
- Реконструкция оранжерей Таврического сада. Проект предусматривает преобразование заброшенных исторических территорий в новое культурно-досуговое пространство. Инвестор: Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». Стоимость проекта: 700 млн руб. Планируемый срок ввода в эксплуатацию: до 1.07.2025 г.
- Витебская развязка. Витебская развязка - первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), который включает строительство новой шестиполосной развязки длиной 2,6 км от ЗСД до Витебского проспекта. Ожидается, что пропускная способность составит до 70 тысяч автомобилей в сутки. Инвестор: ООО «Магистраль Северной столицы» (оператор ЗСД). Стоимость проекта: 39 млрд руб., включая подготовку территории (10 млрд будут выделены из федерального бюджета и 16,8 - из городского) Планируемый срок ввода в эксплуатацию: конец 2024 г.
- Строительство второй очереди аэропорта «Пулково». Сейчас «Пулково» - единственный аэропорт в стране, который успешно развивается на основе ГЧП, без участия бюджетных средств. Вскоре здесь планируется построить дополнительный терминал для обслуживания пассажиров, провести реконструкцию привокзальной площади и создать пешеходную зону. Инвестор: ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляет аэропортом с 2010 г.). Стоимость проекта: более 40 млрд руб. Планируемый срок ввода в эксплуатацию: 2024 г.
- Реконструкция СКК «Петербургский». Новый спортивно-культурный комплекс с ледовой ареной. На прилегающей территории будет создан парк, где организуют спортивные поля с подогревом, фестивальные площадки, всевозможные мастерские и зеленые зоны. Инвестор: ООО «СКА - Арена». Стоимость проекта: предварительно 37 млрд руб. (10 млрд вложит город). Планируемый срок ввода в эксплуатацию: май 2023 г. (станет главной площадкой чемпионата мира по хоккею-2023).
- Скоростная трамвайная линия «Купчино» - Шушары - Славянка. Предполагается строительство выделенной линии скоростного трамвая протяженностью более 20 км с эстакадами и мостами, трамвайным депо и остановочными павильонами. Также будут закуплены 22 современных низкопольных трамвая. После введения линии от «Купчино» до Славянки можно будет доехать за 30 минут. Инвестор: ООО «БалтНедвижСервис». Стоимость проекта: 25 млрд руб. Планируемый срок ввода в эксплуатацию: конец 2024 г.
От редакции:
Хочется отметить, что традиции меценатства все же не утеряны. И пока одни справляют нужду в золотые унитазы, вторые тратят деньги на то, чтобы сделать жизнь других лучше. Так, наше издание активно сотрудничает и регулярно пишет об известных петербургских благотворителях Вячеславе Заренкове и Грачье Погосяне, благодаря которым появляются новые храмы, памятники, культурные объекты и т. д.