199

Сделайте потише! К каким заболеваниям может привести городской шум?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 23/06/2021
К сожалению, пока четкого решения проблемы, как оградить жителей мегаполисов от окружающей их чрезмерной громкости, нет.
К сожалению, пока четкого решения проблемы, как оградить жителей мегаполисов от окружающей их чрезмерной громкости, нет. / Татьяна Швецова / АиФ

Шум повсюду. Сосед за стенкой, не выпускающий из рук дрель. Мотоциклист под окнами, красующийся перед друзьями. Вагон метро, разгоняющийся во время перегона, кажется, до скорости света. Эти звуки жителям мегаполиса стали привычными, и от них никуда не деться - только абстрагироваться и перестать обращать внимание. Однако, как выясняется, регулярное воздействие шума может вызывать смертельные заболевания.

Тише Москвы и громче Лондона

Уровень шума, не превышающий 70 децибел, - самый комфортный для человеческого уха. Согласно нормам, днем в жилой застройке показатель не должен превышать 55 децибел (для сравнения, 50 дБ - спокойный разговор, а 40 дБ - капли дождя). На практике же до этих норм - как до Луны, и 60% жителей Петербурга живут в постоянном шуме. Еще больше людей ежедневно подвергаются мощному акустическому воздействию, когда спускаются в метро, выезжают в центр или «наслаждаются» руладами соседского ремонта.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Несколько лет назад по поручению городского правительства эксперты БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова создали карту шума Северной столицы.

«Самыми громкими оказались Адмиралтейский, Центральный, Невский, Кировский, Колпинский районы - там очень много транспорта, - рассказала доцент, автор карты Марина Буторина. - Самый тихий район - Курортный. Если сравнивать наш город с другими мегаполисами, Петербург не самый шумный - в среднем уровень громкости в дневное время составляет 60 дБ, как в Париже. Мы тише Москвы и Пекина, но громче Лондона».

Но если интенсивность «звучания» части районов соответствует нормам, то в некоторых частях Северной столицы уровень акустической нагрузки выше аж на 40%! Что тут скажешь - к сожалению, почти каждый из нас знает, что в часы пик лучше надевать беруши.

«В основном громкости городу добавляет транспорт - автомобили, поезда, самолеты, метрополитен, - рассказывает руководитель отдела СЗФО Департамента экологической экспертизы и мониторинга EcoStandard group Антон Алексахин. - Причем не обязательно ехать к КАДу или вокзалу, чтобы на себе ощутить это воздействие. Достаточно выйти на Невский проспект. Шумно сейчас и в спальных районах, где большое скопление машин сочетается со строительным процессом. Все это негативно влияет на человека». Постоянное воздействие повышенных децибел, особенно в ночное время, угнетает психологически - отрицательно сказывается на работе нервной системы и понижает качество жизни. Со временем может ухудшиться слух, особенно из-за частых поездок в метро - пороговое значение безопасного уровня шума на органы слуха не превышает 80 дБ, а в подземке оно доходит до 90 дБ. Конечно, отказаться от метро в мегаполисе невозможно. Поэтому выходом станут только беруши.

Спасет природа

Снизить шум в городе возможно, считает Алексахин. Например, лиственные деревья и кустарники «снимают» несколько децибел, но эффективно работает такой умопоглотитель только в летнее время.

«Защитные экраны, которые установлены на крупных магистралях (КАД, ЗСД, М-11), работают, но уменьшение шума регистрируется только на поверхности земли и на первых этажах жилых домов. Для тех, кто живет выше, эффективность экранов под большим вопросом».

Врач общей практики Алексей Белов отмечает, что каждый может попробовать самостоятельно спасти себя от воздействия шума.

«Громкие звуки вызывают у человека дистонию. А ее спутники - хроническая усталость, раздражительность, недосыпы. Нельзя сказать, что только городской шум вызывает у людей стрессы, - все-таки это совокупность факторов, и регулярное громкое акустическое воздействие может стать толчком или усугубить ситуацию. Как спасаться? Во-первых, заниматься самодисциплиной, учиться контролировать эмоции. Во-вторых, при каждой возможности выезжать на природу, чтобы отдохнуть в тишине».

Комментарий: Всем купить электрокары?

Руководитель испытательного центра «Высота» Санкт-Петербургского Политехнического университета Игорь Пестряков: «Любой мегаполис акустически заражен. Бороться с этим сложно - цивилизацию не остановить. В Петербурге уровень шума превышает нормы. Громче всего в центральных районах, тише на перифериях.

Главный источник городского шума - автомобили. Их число растет, и качество дорожного покрытия, которое могло бы уменьшить децибелы, не справляется с потоком. Добавляют громкости и внутриквартальные электрические и тепловые подстанции.

Шум неблагоприятно воздействует на нервную систему человека. В СанПиН 2.1.2645-10 прописаны предельные возможные уровни для каждых ситуаций. Другой вопрос, как уровень шума снизить. Одна из мер - экраны на магистралях, но не все эксперты считают их эффективными. Есть возможность ставить специальные шумопоглощающие окна - однако они спасут, только если закрыты. Исправить ситуацию может и следование ГОСТам, в которых указано, что нужно уменьшать шумность двигателя. Перевод машин на электричество также поможет - по сравнению со своими бензиновыми собратьями электрокары практически беззвучны».

Кстати

Громкий звук плохо, но его отсутствие еще хуже. В Орфилдской лаборатории в США существует безэховая камера, поглощающая 99,9% звуков. Внутри помещения человек слышит, как бьется его сердце, сокращается кишечник, наполняются и опадают легкие. От тишины у человека появляется звон в ушах, нарушается работа вестибулярного аппарата. А вместе с ознобом и тошнотой приходит паника.

Подать в суд на Невский проспект

К сожалению, пока четкого решения проблемы, как оградить жителей мегаполисов от окружающей их чрезмерной громкости, нет.

Доктор технических наук, профессор БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Николай Иванов: «Человечество всегда страдало от громкого шума. Уже в I веке до нашей эры Юлий Цезарь запретил повозкам передвигаться по городу ночью. Тогда транспорт имел металлические колеса и во время поездки по брусчатке издавал невыносимо резкие звуки.

Еще Луи Пастер назвал шум чумой XX века. Почему? Он всепроникающий, емкий, распространяется на большое количество объектов, и, согласно существующим данным, половина населения Земли подвергается акустическому воздействию, которое превышает нормативные параметры. Его последствия, влияние на здоровье пугают. Это и язвенная болезнь, и гипертония, и психические заболевания, снижение памяти, агрессия. Недавно европейское сообщество опубликовало доклад, где были представлены результаты исследования влияния акустического воздействия на проявление инфарктов. Оказалось, что с ним связан каждый 50-й сердечный приступ. И это данные только по одной болезни! А сколько людей страдают от бессонницы? Бывает, пронесется мотоциклист, разбудит тысячи человек, из которых снова заснуть смогут не все. Отсюда снижение качества жизни, хроническая усталость и развитие других заболеваний.

В Европе с шумом борются, как и в России. Другой вопрос, что у нас случаи наказания людей пока редки. Хотя в газетах порой и мелькают истории, когда громких соседей через суд смогли призвать к порядку и даже выселяли.

Нужно понимать, где и как бороться с лишними децибелами. У нас есть закон о тишине, но остановить движение машин, от которых 75% шума в городе, невозможно. Нельзя подать в суд на Невский проспект, потому что он оглушает. Это уже сложившаяся городская застройка. А вот пожаловаться на ЗСД и даже выиграть дело - вполне реально.

Есть у нас и закон, запрещающий шуметь в ночное время: водитель, врубающий музыку в машине, сосед-строитель, пьяная компания под окнами - после обращения в полицию хулиганов оштрафуют. Другой вопрос, что на практике это сделать непросто.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах