Пандемия коронавируса вновь обнажила проблему трудовой миграции в России. Десятки тысяч человек остались без работы и документов в чужой стране.
Чем это может грозить не только им самим, но и россиянам? Развернется ли борьба за рабочие места? Как избежать межнациональных конфликтов во время кризиса? Об этом рассказал социолог Николай Соколов
Зарабатывать никто не бросился
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Николай Викторович, скажите, действительно ли общество теперь смотрит на мигрантов по-другому?
Николай Соколов: За последние 10 лет ситуация с мигрантами изменилась кардинально. Значительная часть приезжих, которых горожане когда-то именовали «гастарбайтерами», сегодня де-факто стали членами нашего социума. Конечно, в российских школах эти новые петербуржцы не учились, в музеи и театры с детства не ходили, язык они знают сугубо утилитарно - и поэтому их появление не могло не изменить наше общество. Достаточно посмотреть на то, что происходит с русским языком.
Например, в середине 1980-х, когда я поступал в Ленинградский государственный университет, за сочинение ставили двойку, если в нем были две грамматические ошибки. Сейчас требования в плане грамотности снизились очень сильно. Казалось бы, причем тут мигранты? Но на самом деле их интеграция в наш мир - это встречный процесс.
И если общество принимает значительное число людей, которые русский язык, по сути, не знают, уровень его владения падает и у носителей. Аналогично снижается и культура труда. Неквалифицированная, непрофессиональная работа, безответственность, увы, становятся нормой и для местных кадров».
- Как вы думаете, развернется ли во время кризиса конкуренция за рабочие места между «новыми» и «старыми» петербуржцами?
- Больше всего карантинные меры ударили по сезонной миграции. По тем людям, которые приезжали к нам летом на временные заработки. Их действительно стало намного меньше. Безусловно, есть значительная часть трудовых мигрантов, застрявших в России без работы и с просроченными документами. И здесь государству придется выбирать: помогать им как потенциально новым своим гражданам или высылать домой как мигрантов-нарушителей. Что касается борьбы за рабочие места, то, на мой взгляд, основная конкуренция развернется не между коренными горожанами и приезжими, а между разными категориями мигрантов. Мигранты адаптированные будут вытеснять мигрантов временных. Свою роль здесь сыграет и технический прогресс. Уже сейчас многие компании пришли к выводу, что выгоднее использовать современную технику и высококвалифицированный рабочий труд.
Насколько это будет в социальном плане спокойно - вопрос сложный. Но что, как и в любой кризис, криминальная обстановка может обостриться, вполне вероятно. Несмотря на то, что ограничительные меры потихоньку снимаются, основные деформации рынка труда на самом деле еще впереди.
И спрогнозировать их достаточно сложно. Ожидалось, что с началом выхода из режима самоизоляции все бросятся зарабатывать. Не бросились! А скорее впали в апатию, что вполне объяснимо.
На самом деле карантин, связанный с пандемией, демотивировал работать систематически. Для многих людей трудовой процесс - это своеобразный ежедневный ритуал, который карантинные мероприятия прервали. Добавьте к этому блокировку потребительского рынка: заграничные туры отменены, торговые центры, кинотеатры, финтес-клубы закрыты. А ведь заработок без возможности тратить теряет смысл. Нас всех ждет непростой период выхода из этого дистанционного режима.
Задача бизнеса - выжать максимум
- Некоторые считают, что благодаря пандемии повысится и социальная ответственность бизнеса по отношению к своим работникам. В некоторых странах даже готовятся принять законы, обязывающие компании оплачивать счета сотрудника за коммунальные услуги, если он работает из дома.
- Цель любого бизнеса - извлечение прибыли в тех пределах, в которых ему это дозволено. И без внешнего воздействия (государства, общественных организаций) никакой дополнительной социальной ответственности не появится. Ситуация будет только усугубляться, а бизнес - выжимать максимум из работников, не заботясь ни о счетах, ни о медицинской защите. Вполне вероятно, что если российских работодателей заставят заботиться о мигрантах, они попросту уволят их и переключатся на «выжимание соков» из россиян. Привести в пример страну, где бы удалось выгодно решить эту проблему для всех, я не могу. Пока мы только наблюдаем, как растут аппетиты корпораций, а европейские государства сдаются под натиском миграции.
- Нет ли в этом вины и принимающей стороны?
- Безусловно. Главная причина в том, что принимающее общество купилось на идею дешевой рабочей силы. Давайте мы не будем сами выносить мусор, а привезем к себе людей, которые станут копаться в наших отходах, и это будет дешево. Давайте запрем их в гетто, чтобы они нам не мешали. Но оказалось, что закрыть всех невозможно, и мы сами превращаемся в гетто. Каков выход? С идеей «не приглашать» мир опоздал на четверть века, да и высылать поздно - они уже «наши». Нужно искать новые социальные механизмы согласия, которые бы позволили людям договариваться: как они будут жить, на каком языке говорить. Но пока правительства не справляются с регулированием миграции.
Сейчас мы живем в очередную эпоху великого переселения народов. И то, что европейская цивилизация исчезает под натиском мигрантов, - это исторический факт. Его нужно принять. Римская империя тоже в свое время исчезла, а на улицах Вечного города пасли коров. И что? Рим стоит! И Петербург останется на своем месте, просто, возможно, с другими петербуржцами.
«Джинн в бутылке»
- Сегодня остро встали и проблемы расизма, национализма. И хотя у России нет истории рабовладения, как в том же США, где идут протесты, но с толерантностью тоже не все гладко.
- Просто наши рабы назывались крепостными. Вообще, американское рабовладение и российское крепостничество по сути своей - очень близкие явления. Оба построены на жесткой эксплуатации и инициированы государством. Признаки, по которым людей лишали свободы, на самом деле случайны. В США это делалось по цвету кожи, поскольку было проще технически и прибыльнее завозить африканцев. У нас было более «рентабельно» поработить своих крестьян. Не надо самообманываться.
То, что мы сегодня наблюдаем в США, - это проблема не расизма как такового, большинство американцев его давно переросло. Американское общество устроено очень специфически. В нем есть те самые гетто, плохие районы, куда слиты все социальные проблемы: уличная преступность, бандитизм, наркотики, СПИД... Все это заперто, как «джинн в бутылке», бурлит, но расформировывать эти районы никто не спешит. Беда в том, что для самих жителей гетто изнутри ситуация кажется нормальной. И живут в этих районах не только афроамериканцы, но и выходцы из Латинской Америки, и мигранты из множества других стран.
У нас нет таких национальных «анклавов», но есть отрасли экономики, практически целиком занятые мигрантами. И существует пропасть между богатством и бедностью.
А бедность воспроизводится, в том числе, и за счет притока мигрантов. Так что проблемы расизма в США и, по аналогии, национализма в России - это только верхушка айсберга, скрывающая гораздо более глубокие социальные болезни, с которыми современное общество пока не справляется.