Петербургским школьникам предложили очутиться в голодном и замерзающем городе. «Блокадная семья» – так называется ролевая игра, придуманная активистами «Креативного родительского комитета». Одна из целей – на себе почувствовать, что такое жизнь в осажденном Ленинграде.
«Кому топить буржуйку»?
Как следует из программы, предназначается она для учеников 2-5 классов. Создатели сообщили, что постарались подготовить «совершенно новый формат занятия, посвященного годовщине снятия блокады». Стоимость новшества организаторы оценили в 8 тысяч рублей.
Игра проходит в шесть этапов. Задействован весь класс, который делится на команды. Каждая – три поколения отдельной семьи. Главное – участникам необходимо определить оптимальную «стратегию выживания» и правильно действовать на каждом из отрезков времени. В зависимости от условий и обстоятельств выбрать: «бомбоубежище», распределение обязанностей или продовольствия, письмо с фронта, спасение города и прорыв блокады.
Предполагается, что дети будут играть под руководством историка или реконструктора в форме бойца Красной Армии. Также школьникам покажут и дадут подержать музейные экспонаты, подлинные артефакты того времени: амуницию, макеты оружия, предметы военного быта.
В описании есть и карточки, которые раздают ученикам младших классов. В одной из них нужно выбрать ответ на вопрос: «Что приходилось есть людям в блокаду?» Среди вариантов ответа – хвоя, пойманный голубь, жир из мыла, земля, запеченная с сахаром… В другой дети решают, как распределить кусочек хлеба? Кто будет топить печку-буржуйку, пойдет к замерзшей Неве за водой?
Пожить без тепла, воды, света
Реакция на такой креатив оказалась вполне предсказуемой. Особенно со стороны тех, кто в реальности испытал все ужасы страшного времени.
«Как можно играть в блокаду? – не скрывает возмущения Елена Тихомирова, председатель общества «Жители блокадного Ленинграда». – Наша семья провела в городе самую тяжелую зиму 1941–1942 годов. Выжила одна я. Мама и бабушка умерли от голода в 1942-м. Мне было семь лет – по тем временам взрослый человек. Я топила печку, ходила за хлебом, стояла в очередях. Была маленького роста, и однажды на меня бросилась какая–то измученная голодом женщина. Пыталась забрать карточки. Спас оказавшийся рядом мужчина, иначе не знаю, чем бы закончилось… Представляете, сколько мы вытерпели? А теперь, получается, блокада – развлечение? Горько и обидно».
Возмущена такой игрой и Ирина Зимнева, блокадница, чудом выжившая во время зверской бомбардировки фашистами эшелона с эвакуировавшимися детьми на станции Лычково: «Я бы предложила другие условия, раз так хочется поиграть в блокаду. Пусть какое-то время поживут без воды, туалета, тепла и электричества. На скудных продуктах, которых в обрез. Всего, что окружает нас в нормальной жизни и чем мы ежедневно пользуемся, не задумываясь. При этом надо ходить пешком – от Литейного проспекта на Кировский завод и обратно, как ходила моя мама, которая там работала. А в цехе, почти не имея сил, выпускать танки и снаряды. Да еще по дороге можешь попасть под налет немецких «Мессеров», когда бомбы падают на голову и вокруг пожар и разрушения. Мы так жили три года.
По словам ветерана, такая идея возникла потому что забыты людские страдания: «Если сегодня современному ребенку дать 125 грамм хлеба, он ничего не почувствует и не поймет. Какая блокада? Вечером его ждет вкусный ужин и уютный дом. Поэтому если и хочется, чтобы дети погрузились в то суровое время, надо выбирать иные способы, а не режим модного квеста».
Хотели, как лучше?
Однако есть и те, кто не видит ничего плохого в этой игре.
«Понимаю желание родителей приобщить к этой непростой теме детей, – говорит Юрий Светов, публицист, историк. – Наверняка, они действовали из благих побуждений. К сожалению, уходят ветераны, живые свидетели того времени и многим взрослым искренне хочется, чтобы эстафета памяти не прерывалась. Но они люди сегодняшнего дня и часто проблему пытаются решить понятным, знакомым способом. В том числе при помощи игры, интерактива. Мол, посмотрите, как это было».
Иторик при этом глубоко убежден, что такие темы лучше поднимать не в массовом масштабе, а в семье. И подходить к этому следует осторожно.
«Тема же блокады настолько больная и сложная, что нужно десять раз все взвесить, прежде чем к ней прикасаться. – продолжает Светов. – А если начинать проект, стоит поговорить с блокадниками, ветеранами. Посоветоваться. Понять обратную связь, почувствовать реакцию людей, наяву, а не в игре переживших то время. Тогда и не произойдет такой бестактности, которую допустили сейчас».
Кстати
«Поиграть в блокаду» в разных видах пытались и раньше. Так, большой общественный резонанс вызвал фильм «Праздник», события которого разворачиваются 31 декабря в осажденном Ленинграде. Семья «живущая на особом положении» собирается за празднично накрытым столом, только вот курицу некому приготовить. Фильм сразу окрестили «черной комедией», а многие высказались о недопустимости сочетания понятий «комедия» и «блокада».
Народный гнев вызвал и ролик Ольги Бузовой. Сидящая за столом в золотом купальнике медиа-персона на камеру вылизала тарелку, приговаривая: «Ну вкусно мне! Блокадница я!». Тогда многие реальные блокадники заявили, что певица и телеведущая не имела этического или юридического права разбрасываться такими словами.