Примерное время чтения: 6 минут
7489

Неизвестная война. Директор музея блокады Ленинграда о пробелах в истории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Аргументы и факты - Петербург 04/05/2016
Ленинградцы подали пример мужества всему человечеству.
Ленинградцы подали пример мужества всему человечеству. АиФ-Петербург

Накануне Дня Победы Сергей КУРНОСОВ, директор Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, рассказал «АиФ» о том, почему работа историка сродни профессии сыщика и остались ли в наших познаниях о Великой Отечественной войне белые пятна.

Пример человечеству

Сергей Курносов
Сергей Курносов. Фото: Из личного архива

Алина Клименко, «АиФ»: - Сергей Юрьевич, ваш музей был открыт ещё в войну, в 1944 году. За прошедшие десятилетия тысячи историков исследовали тему блокады, написаны сотни научных трудов, сохранилось огромное количество вещественных документов той эпохи. Остались ли в истории обороны Ленинграда белые пятна? Или нам уже практически нечего добавить?

Сергей Курносов: - Нам есть что добавить. Тема битвы за Ленинград - неисчерпаема, как и любая другая важная и глубокая историческая тема. К сожалению, мало кто осознаёт, как она важна не только для жителей Санкт-Петербурга или нашей страны, но и для всего населения планеты. Потому что, во-первых, это самая страшная осада в истории человечества. Беспрецедентный пример мужества, когда город принёс на алтарь своей победы немыслимую жертву, небывалое ещё в истории количество жизней мирных граждан.

Во-вторых, это самое продолжительное сражение в истории Второй мировой войны. Сталинградская, Курская битвы, Берлинская операция длились от нескольких недель до нескольких месяцев. А сражение за Ленинград началось 10 июля 1941 года, когда пал Псков, и закончилось в августе 1944 года, когда Финляндия запросила о перемирии. Город оборонялся больше трёх лет! Даже сама 872-дневная блокада Ленинграда - это лишь часть той грандиозной битвы. Поэтому очевидно, что здесь огромное количество фактов, которые мы должны донести до широкой публики, чтобы она осознала всю важность и величие этой страницы истории.

- Тем не менее в последнее время некоторые пытаются важность роли нашей страны в победе над фашистской Германией значительно принизить…

- Попытки переписать историю наблюдались во все времена. Но история не прощает невыученные уроки. С другой стороны, наряду с поползновением одних стран задвинуть заслуги СССР во Второй мировой на задний план наблюдается желание жителей других государств знать о нашей истории гораздо больше. Так, в прошлом году наш музей устраивал большую выставку в китайском городе Шанхае, и она имела большой успех. В КНР в своё время мало уделялось внимания изучению истории этой войны в Европе и Советском Союзе. Так и для нас участие китайского народа в победе над фашистами - это, скорее, экзотическая тема. Но на самом деле он сыграл очень важную роль в исходе войны. Если бы не Китай, где Япония увязла ещё с 1937 года, наша страна в 1941 году могла бы оказаться в условиях войны на два фронта. Но советско-японский фронт тогда не открылся, потому что Китай оттянул значительную часть японских сил на себя.

Вообще, изучение истории - очень увлекательное занятие. Работа историка сродни профессии сыщика. Чем глубже погружаешься в тему, тем больше невероятных открытий совершаешь.

Боль превратилась в романтику

- Сегодняшнюю молодёжь как раз обвиняют в совершенном незнании истории. Вы много работаете со школьниками и студентами. Всё действительно настолько печально?

- История недовольства отцов детьми стара как мир. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалёк», - это высказывание принадлежит египетскому жрецу, который написал данные слова на папирусе 4000 лет назад. И, как видите, мир до сих пор существует. Поэтому я не склонен драматизировать.

Да, отношение к Великой Отечественной войне юного поколения и, тем более, тех, кто его сменит, будет трансформироваться. И в этом нет ничего плохого, это естественный процесс. К примеру, для нас война 1812 года окрашена романтическими тонами. Так и для них уже нет того болезненного восприятия Второй мировой, как у тех, кто её пережил, или как у послевоенного поколения, заставшего разруху и голод.

Мы должны признать, что Великая Отечественная постепенно становится историей, но историей недавней, затронувшей судьбы семей сегодняшних школьников, а потому зачастую интересной и увлекательной для них.

Для юного поколения психологически важно иметь повод гордиться прошлым своей страны. Богатыри князя Владимира или Куликовская битва для современной молодёжи - это что-то из области былин и легенд. А вот победа во Второй мировой - как раз то, что произошло совсем недавно, о чём им ещё могут рассказать очевидцы тех событий, их родственники. То, что внушает гордость не только за страну в целом, но и за свою малую родину, а также за свою семью.

Куцый учебник

- Не этим ли объясняется и феноменальный успех акции «Бессмертный полк», когда практически вся страна единым порывом выходит на улицы своих городов, с гордостью неся плакаты с фотографиями предков, тех, кто были свидетелями и участниками Великой Отечественной?

- Я могу вспомнить два примера в новейшей истории России, когда идея нашла такой горячий, искренний, неподдельный отклик в сердцах людей. Это «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк». Что говорит о том, как важен неформальный подход в вопросах воспитания патриотизма и поисках национальной идеи. Никакими громкими лозунгами и передовицами о духовных скрепах этого не добиться. Людям важно чувствовать свою сопричастность к великим страницам истории страны. Тогда они ощущают себя единой нацией, одним народом.

- Сейчас много спорят о том, нужно ли вводить в школах единый учебник истории…

- Непростой вопрос. Главное, чтобы учебник не был куцым. Простой пример - в современном учебном пособии для вузов истории Ленинградской битвы уделено всего несколько предложений. Даже не абзацев! Поэтому не только детям, но и преподавателям, и чиновникам от образования не стоит забывать, что за сухими историческими фактами и цифрами прячутся судьбы миллионов людей. И изучать историю означает не только повышать уровень образования, но и заставлять работать свою душу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах