Санкт-Петербург, 13 июня - АиФ-Петербург.
Потеряли… язык танца
АиФ-Петербург: - В книге «Слеза чемпионки» вы пишете, что «в Петербурге всё время судьба поворачивается ко мне спиной». Но ведь именно из Ленинграда ваш главный тренер Станислав Жук и «звёздные» партнёры Алексей Уланов и Александр Зайцев, отец вашего сына...
- Петербург очень люблю, у меня здесь много друзей, но неприятности происходили постоянно. То паспорт украли накануне выезда за границу, то стекло мелкое от лампочки в ботинки насыпали, то молнию на костюме бритвой разрезали. Если её застёгиваешь, порез не виден. Но только напрягаешь спину - молния расходится. Отношения не складывались до такой степени, что я только выходила на перрон Московского вокзала, а у меня уже повышалась температура.
А когда мы с Зайцевым ругались, что случалось часто, он мне высказывал всё, что думает про Москву, а я - про его родной город.
АиФ-Петербург: - Может, отчасти это было связано с жёстким противостоянием вашего тренера Жука и любимцев Ленинграда, двукратных олимпийских чемпионов Протопопова - Белоусовой?
- В 1969-м мы с Улановым неожиданно выиграли чемпионат Европы, а они получили «серебро».
В том же году построили Дворец спорта «Юбилейный» и нас пригласили выступить на открытии. В первом ряду сидели Белоусова - Протопопов. Когда объявили нашу пару - огромный зал замолчал, и так, в полной тишине, мы откатали «Калинку» под звук собственных коньков. Было просто страшно…
Спортивная бабушка. В 70 лет - на Олимпийские игры в Сочи>>
АиФ-Петербург: - Нам тоже страшновато, как выступят российские спортсмены на Олимпиаде в Сочи. Одна надежда, что дома стены помогают.
- Олимпийские игры - старт, который по накалу ни с чем не сравнить. Там каждый начинает показывать, на что способен, выше всех сил. Поэтому бывает, что лидеры «горят», а новички «выстреливают». Алексей Урманов, например, ни до, ни после Олимпиады в Лиллехаммере 1994 года ни одного серьёзного турнира не выиграл. На него особо никто и не рассчитывал. Но именно там он получил «золото». А что касается «домашних стен» - вовсе они не помогают. Наоборот, дома бороться намного тяжелее и ответственнее.
АиФ-Петербург: - Однако чиновники уже начинают считать медали…
- Убеждена, что успех будет в парном катании, потому что в команде сильная конкуренция, а это залог прогресса.
С танцами сложнее, потому что мы потеряли язык танца. Увлеклись модельностью и начали ставить в пары красивых и длинноногих, а такие на льду, как правило, нескладные. Канада и Америка, понимая, что нас не переплюнуть, пошли другим путём - набрали невысоких, юрких, техничных. В итоге мы затормозили и отстали. К тому же сейчас введена новая система судейства, которая нам явно не подходит. Действуют правила, по сути, отобравшие у нас скорость, технику, атлетизм - в этом советским парам не было равных. Сейчас же всё переведено на язык цифр. Смотрю, знаменитый тренер танцоров Елена Чайковская сидит с калькулятором и высчитывает баллы. Мне кажется, что фигурное катание - не тот вид спорта, где главное - десятые и сотые.
На одной ноге
АиФ-Петербург: - Петербург всей душой болеет за Евгения Плющенко…
- Очень надеемся на Женю и желаем поскорее справиться с травмой - замены ему пока нет. Но основная беда спортсмена, который выходит на высокий уровень, - психологическая усталость, да и физические нагрузки тоже огромные. Даже гимнаст, который делает невероятные вращения, приземляется на две ноги, фигурист - на одну. А при приземлении с выбросом на конёк идёт удар, эквивалентный 800-1000 кг. Перекашиваются позвоночник, суставы.
АиФ-Петербург: - Для спортсмена много значат те, кто рядом, но вы о многих близких людях говорите просто безжалостно, в частности, о своём тренере Татьяне Тарасовой.
- Всю жизнь я прежде всего не жалела саму себя. С Татьяной Анатольевной у меня сложные отношения: я не считаю её своим тренером. Мой тренер - Жук, который научил работать, воспитал. Считаю, что это я её ещё чему-то научила. Хотя со мной было очень тяжело. Я пришла к ней выученная, вышколенная, требовательная спортсменка.
И от неё стала требовать такого же отношения. Не привыкла, например, чтобы тренер опаздывал… Поворачивалась и ехала заниматься самостоятельно.
У Татьяны Анатольевны есть замечательное качество - она в каждого своего ученика влюбляется. Но как только чувствует, что нет контакта - процесс идёт обратно. Я же могу долго терпеть, но не прощаю предательство, если оно осознанное. Тогда закрываю дверь и больше с этим человеком не общаюсь… А с Жуком, тренером от Бога, у нас поступили погано. Великие спортсмены часто остаются без кожи, оголёнными. Броню они наращивают, когда их учат соревноваться профессионально. А удары от близких людей пережить трудно.
Петербург закупит 30 автобусов для Олимпиады в Сочи>>
Физкультура - отдельно?
АиФ-Петербург: - Сейчас вы продвигаете школьный спорт. Но в последнее время он и так активно развивается. Ввели третий урок физкультуры, а в Петербурге, например, построили свыше 70 стадионов...
- Только в нашей стране придумали разъединить физическую культуру и спорт. Мол, спорт - это медали, а физкультура - здоровье. Хотя во всём мире принято одно понятие - спорт, просто он разных уровней: детский, студенческий, высоких достижений. И за 11 лет учёбы мы должны дать ребёнку такие же навыки доступного спорта, как знания по физике и химии. Символично, что олимпийские чемпионы, а не государство, стали возрождать традиции детского спорта. Наверное, к нам больше доверия - мы ничего не воровали, а всего добились колоссальным трудом.
На меня обиделся прежний министр образования Фурсенко, когда я сказала, что у нас система образования работает на систему здравоохранения. Из школы 60% детей выходят больными, остальных «доконают» в институте. Надо через спорт развивать стремление к совершенству, амбиции, как это делают американцы. Ведь на турнирах всё требуется делать в несколько раз быстрее и не повторять ошибок. Это борьба и с социальными проблемами, той же наркоманией. Сейчас стараюсь, чтобы в бюджете страны появилась программа переустройства в школе спортивных площадок и стадионов.
АиФ-Петербург: - Вы откровенно признаётесь, что ваши дети терпеть не могут фигурное катание. А вам после ухода из большого спорта не нашлось достойной работы. Пришлось на 12 лет уехать в США.
- Самое главное - любимое дело. Тогда забываешь про боль, обиды. У каждого ведь свой пьедестал - у кого-то семья, дети, и это огромный труд.
У других - работа. Часто говорят, что я многим пожертвовала ради результатов. Нет - больше приобрела. Конечно, у меня характер - никому не уступлю, размажу всех по бортику (улыбается). Другое дело, что таких удачливых спортсменов, которые, закончив выступать, могут сказать: я выполнила всё, о чем даже не мечтала, - очень мало…