Популярный спортивный аналитик, бывший футболист Александр Бубнов в интервью корреспонденту SPB.AIF.RU рассказал о своей книге, конфликте с Александром Кержаковым и коррупции в российском футболе.
«Мою книгу уже все тюрьмы раскупили»
Денис Приходько, SPB.AIF.RU: - Вы посетили Петербург, чтобы презентовать свою книгу «Спартак»: 7 лет строгого режима». Кому, если исключить представителей спортивной среды и футбольных болельщиков, она может быть ещё интересна?
Александр Бубнов: - Денис, вот как ты сам думаешь, кого такое название еще может заинтересовать?
- Ну, допустим, футболистов.
- А как же зеки? «Строгого режима». Это же их тема. Все тюрьмы закупили уже (смеется).
Вообще, она действительно пользуется популярностью. Тираж перевалил за 70 тысяч, хотя первоначально был всего семь тысяч. Это не автобиографичная книга, что обычно пишут спортсмены. Эта книга о людях и тех ситуациях, в которые можно попасть, находясь в профессиональном спорте, при этом имея какую-то жизненную позицию – стержень. Он обычно основан на воспитании и каких-то жизненных принципах.
- То есть не автобиография, но и художественным произведением не назовешь…
- Не знаю, некоторые говорят, что читали с большим удовольствием, чем художественное произведение.
- Как писалась книга? Вы её надиктовывали?
- Писал профессиональный журналист Константин Клещев. Я ему мог довериться. Вообще, я всегда доверял только Клещеву и Сергею Шмитько – он написал рецензию. В книге описываются события, информацию о которых в советское время никто не стал бы печатать. Сейчас уже можно. Поэтому мне нужен был профессионал, который не испортил бы сюжет. Сам я бы никогда так хорошо не написал. Я каждую главу надиктовывал отдельно. Мы встретились около 15 раз.
Когда Клещев мне присылал каждую главу, я её читал и поймал себя на мысли, что изучаю это с большим интересом, хотя сам всё это знал. Но там мой язык, мой стиль. Всё равно, как я с тобой сейчас разговариваю.
- Согласно пресс-релизу о книге, отдельно в ней упоминаются договорные матчи. Это центральная линия?
- В этой книге идет речь о договорных матчах «Спартака». По хронологии должны были идти мой период в «Динамо», потом в «Спартаке», два года во Франции, а потом уже договорные матчи.
Но сейчас у нас в стране рыночная экономика и книга должна в первую очередь хорошо продаваться. Иначе издателям не интересно. Поэтому начали со «Спартака» - немного перевернули всё с ног на голову. Вот здесь Клещеву пришлось изощряться и перестраивать композицию. Сейчас уже люди ждут отдельно книгу о договорных играх и о «Динамо».
«В России футболисты становятся рабами с юных лет»
- Насколько вам известно, изменился ли сегодня механизм организации договорных матчей по сравнению с советским периодом, который был описан у вас в книге?
- Только не механизм, а технология. Конечно, изменилось. Тогда была одна социальная система, а сейчас – другая. Естественно, что там были свои правила и свои законы, отличные от сегодняшних. Технологии поменялись, но и тогда и сейчас это одно и то же – негатив и зло. Другое дело, что это никак не осуждается. Говорится, что это есть, но с этим никак не борются. Но мы эти все технологии объясним в дальнейшем.
Разница между советским временем и сегодняшним в том, что раньше футбол был большой политикой, престижем страны. Сейчас - это бизнес-проект. Раньше все-таки давали шансы развитию футбола. Достигались высокие результаты. В советское время понимали, что для сборной нужно выстроить систему подготовки резерва и привлечь сюда науку. Мы это сделали первые в мире.
В данный момент система также государственная, но губит футбол на корню. На нем только зарабатывают деньги и не знают, как развивать.
- Получается, что молодой футболист, видя эту коррупцию, дальше уже не растет?
- Да, уже на уровне детских школ договариваются. В ребенке всё святое убивают. Дети же радуются и с ума сходят от побед. Уже на юношеском уровне их загоняют в рамки и морально развращают, а затем и материально. Потом они хотят, чтобы молодые футболисты развивали навыки, совершенствовали мастерство и ставили перед собой самые высокие задачи. Какие задачи, когда они знают, что все проплачено? У них и их родителей в глазах только доллары и больше ничего.
Теперь с юных лет футболистов ведут агенты. Мы тоже раньше были очень зависимы, но сейчас они стали просто рабами с детских лет. Перспективы из-за этого практически нет, поскольку очень многое не от них зависит.
- Кто же должен менять эту ситуацию?
- Я могу назвать этого человека, нет вопросов. Начнем с итальянского футбола, также очень коррумпированного.
- Но у них это расследуется.
- Мы к этому и возвращаемся. В Италии правоохранительные органы самостоятельны и независимы. Они занимались расследованием мафиозных дел. Случайно при прослушке проскользнуло, что на футболе делаются сумасшедшие деньги. Они начали дальше расследовать. И федерация местная подключилась только тогда, когда начались аресты. Почему там правоохранительные органы занялись этим? Да потому что футбол там – значимое социальное явление. Причем это уже индустрия, базирующаяся на рекламе, телевидении и прессе. Также тотализитор. Со всего этого государство берет налоги. То есть государство заинтересовано, чтобы всё было по-честному. При коррупции всё может рухнуть. Для итальянцев это уже религия – они на стадион ходят как в церковь.
У нас с этим не борются по той причине, что в нашей стране футбол не профессиональный, а государственно-криминальный. Бороться с этим очень тяжело, потому что во главе клубов стоят высокопоставленные чиновники. Поэтому нужен человек, которому будет доверять президент Путин. Карт-бланш от президента должен быть в виде Следственного комитета. Нужно довести до сведения всех, что неприкасаемых нет. Нужно сделать наш футбол профессиональным, чтобы он начал развиваться.
«Как мне может помешать Мутко?»
- То есть, исходя из вашего ответа, вы считаете, что нынешний министр спорта Виталий Мутко с этой задачей справиться не может?
- Министр спорта вообще не понятно чем занимается. Я же говорю, что должен быть профессионал. Мутко по своему образованию речник. Он не только в спорте, но и в футболе не разбирается. Во всех странах футболом занимается президент федерации, а не министр спорта. И тренеров приглашает не он. С какого вдруг министр спорта за такие деньги приглашает Капелло, так ещё и заставляет Толстых подписывать документы, которые он не хочет подписывать? Почему Капелло получает деньги от олигарха, а не от федерации? У РФС и так было долгов на 80 млн евро. Почему Мутко навязывает этот контракт? Обычно еще тренеры заключают контракты по итогам Чемпионатов Европы или мира. Здесь же перед ЧМ подписали дорогостоящее соглашение до 2018 года. Капелло надо было в отставку отправлять.
Сейчас олигарх погасил соглашение, но это было не просто так, а кредит. Получается, что на РФС в данный момент ещё больше долгов. Мутко всю вину на федерацию сложил и на Толстых, который оказался козлом отпущения. Этим скандалом должен заниматься Следственный комитет, а также поговорить с Мутко, который должен полностью всё объяснить.
- Но следователи пока не разбираются…
- А почему не разбираются? Для чего мы тогда тут говорим?
- Может быть, значительные силы брошены на инцидент кронштадтском магазине, когда умерла обвиненная в краже масла блокадница, но не на этот конкретный случай.
- И о чем это говорит?
- Думаю, об определенном лобби.
- И кто в этом виноват?
- Высокопоставленные чиновники.
- А они все под кем? Ты же знаешь.
- Вы мне скажите. Я думаю, что все знают.
- Ну вот, кто «все знают», те и должны разбираться. Вот можете мне объяснить, почему тому же Мутко не доверяют речной транспорт? Это же его профессия. Почему он вдруг спортом руководит и профессиональным футболом? Это все равно, что я тут дурак-дураком начал «Аргументами и фактами» руководить. Или ты бы пришел на мое место футбольного аналитика. Представляешь, каким бы ты был аналитиком?
- Мне сложно себя представить на вашем месте.
- Ну вот. Тебе сложно, а Мутко не сложно. Вот вы приложите усилия, чтобы в администрации президента там задумались. Вы же, все-таки, общественно-политическая газета.
- Жесткая позиция по отношению к министру спорта каким-то образом влияет на вашу работу?
- Как он мне может помещать? Заказать или еще что-нибудь? Пусть только попробует.
«Зенит» будет избавляться от Кержакова»
- За некоторое время до презентации книги в Петербурге у вас произошел конфликт с форвардом «Зенита» Александром Кержаковым. Впоследствии нападающий сине-бело-голубых выложил в Instagram дружеское фото с вами. Объясните, как развивалась эта история?
- Помню, что сплю после тяжелого трудового дня. Спросонья раздается звонок с «России 2». Спросили, знаю ли я, что сказал Кержаков. Мне показалось, что он не мог так написать – там журналист подключался. Да и было не официально. Мне сказали, что я лицо «России 2» и должен отреагировать. Я его ещё пожалел – мог жестче ответи ть.
Тут же я был приглашен на передачу, чтобы грязное семейное белье Кержакова перетряхнуть. Но я не пошел, потому что эксперт по футболу, а не по семейным делам.
Затем всё это как бумеранг больно ударило по нему. Здесь ещё у него плохие оценки пошли, неудачный период, связанный с семейными проблемами – это всё влияет. Оценки, выставленные мною, влияют же и на руководство клуба, и на агентов.
У Кержакова хватило ума встретиться и поговорить. Я всё ему разъяснил. У него были ко мне претензии по технико-тактическим действиям, влияющим на оценку. Я все ему разъяснил. Он, оказывается, не знал. Он со мной, между прочим, согласился. Более того, мы по-человечески всё обсудили, нашли общий язык. Мы расстались людьми, которые друг друга поняли. Но я ему сказал, что это никак не отразиться на его оценках. Всё зависит от него. Но он мне также объяснил, что игра не сбалансирована в «Зените» - идет через Халка. Тут уже я с ним согласился.
- Андре Виллаш-Боаш не взял с собой на игру в Голландию с ПСВ Кержакова. Это связано как раз со спадом форварда?
- Там конфликт и уже давно. Кержаков, так или иначе, был в той группе ведущих российских игроков, начавшей раскол в команде. Но, и я уже получил этому подтверждение, в этом расколе виноваты не игроки, а неправильный менеджмент. Менеджеры довели конфликт до такого состояния. Затем «Зенит» не стал чемпионом. Ведь это они ЦСКА подарили титул. Там было нереально отыграть большой отрыв.
После Витселя и Халка купили Гарсию, Рондона, а затем позвали Виллаш-Боаша. Стало понятно, что взят ориентир на легионеров. Да и Миллер сторонник отмены лимита. Ясно было, что они станут избавляться от Кержакова, тем более он в возрасте. Первой жертвой был Денисов, потом Широков из-за своего языка ушел, и Быстров. Непонятно только, зачем Аршавина брали.
Здесь ситуация в том, что Кержаков - игрок сборной. Капелло может занять принципиальную позицию и не брать его. В аренду в команду-конкурента его не отдадут, а в низший уровень он не пойдет. Я знаю, что Кержаков разговаривал с Виллаш-Боашем о причинах и претензиях. Насколько я понял, внятного ответа он не получил. В развитии конфликта нет ничего удивительного. Насколько на пользу это пойдет «Зениту» - неизвестно. Но для сборной России это не самый лучший вариант. Да сейчас еще и Дзюба завис, а Кокорин – подвержен травмам. Ситуация очень плохая. И клубы о сборной не думают – им плевать.
- Вы уже упомянули о Дзюбе. Форвард перейдет в «Зенит» летом 2015 года. Как вы думаете, какая цель этой покупки? Заменить Рондона?
- Сейчас Дзюба не нужен «Зениту». Сегодня он слабее Рондона. Да и легионеры за него. Я больше уверен, что взять Дзюбу – не инициатива Виллаш-Боаша. Под какую перспективу они его приглашали? Скорее всего, избавляться будут не от Рондона, а от Кержакова.
Менеджмент же «Спартака» сделал всё, чтобы Дзюба их ненавидел, а потом ещё и подставил его. Да, материальные вопросы, может быть, он свои решил, но в Петербурге «вираж» его ненавидит, а в «Спартаке» он - враг народа. А что он нарушил? У нас ни в чем не повинных людей делают аморальными типами.
- Почему в «Спартаке» в последние полгода контракта не хотят видеть Дзюбу, ссылая в запас?
- Видимо там уже конфликт с Якином. Я не знаю, с чем это связано. Вполне возможно, что там такая же отмашка от Федуна, какая в свое время пошла Черчесову убрать Титова.
- Вы уже упомянули о том, что и в «Зените» и в «Спартаке» есть проблемы с менеджментом. Есть ли в стране клубы, в которых вам нравится, как идут дела?
- В плане менеджмента нет ни одного клуба, по той причине, что все бюджеты клубов закрыты. Все хвалят ЦСКА Гинера. Но откройте мне бюджет и посмотрим, как вы налоги платите. Так можно по любому клубу пройтись. Почти все на госбюджете. Поэтому и говорю, что профессионального футбола у нас нет.