SPB.AIF.RU выяснил, действительно ли проблема вибрации может доставить сложности, и успеют ли строители сдать стадион в срок, пройдет ли там Кубок Конфедераций, а за ним и Чемпионат мира по футболу?
Испытание снегопадом
Стройка кипит, это видно невооруженным взглядом. Во время прошлых посещений стадиона на Крестовском острове слова о высоких темпах строительства прежних руководителей генерального подрядчика явно расходились с делом. Представители «Инжтрансстроя» рассказывали, сколько рабочих заняты на объекте, какие работы выполняются, однако во время обходов было заметно, что людей там не так уж и много, в некоторых местах строительные работы шли очень медленно, кое-где не выполнялись и вовсе.
Сегодня ситуация принципиально иная. На «Зенит-арене» круглосуточно заняты более 4 тысяч строителей из 50 организаций. Работы ведутся на всех уровнях: и на кровле, и в чаше стадиона, и в многочисленных внутренних помещениях, площадь которых превышает 280 тысяч квадратных метров.
Специалисты «Метростроя» уже свели раздвижную крышу. Проблем не возникло, механизмы работают как часы. Это было сделано не только ради испытания техники. Чтобы проводить внутри стадиона отделочные работы, там должна быть температура не ниже 5 градусов. Сведение кровли обеспечило тепловой контур, теперь рабочие трудятся в комфортных условиях, во всех помещениях обеспечивается температура воздуха не менее 10 градусов тепла. Кстати, год назад, даже если бы сомкнули створки крыши, тепло бы все равно не обеспечили: тогда не было еще произведено остекление всего корпуса объекта, холод проникал через большие отверстия и окна. Сегодня такой проблемы не существует, так как произведено стопроцентное остекление стадиона.
Многие петербуржцы переживают: сможет ли гигантское сооружение выдержать объем снега, выпавший в последние дни.
«Светопрозрачная пленка раздвижного элемента крыши способна выдержать 400 килограмм нагрузки на квадратный метр, – успокоил Андрей Никулин, заместитель директора по строительству Управления механизации филиала ОАО «Метрострой». – Поэтому никакой снегопад не в состоянии нанести вред кровле стадиона».
Весит крыша 22 тысячи тонн. Чтобы ее возвести, понадобилось 10 тысяч специальных вспомогательных устройств и инвентаря, 10 тысяч подпорок. Кровля держится на сложной вантовой системе, закрепленной на пилонах высотой 112 метров. Для сравнения, пилоны вантового моста КАД имеют высоту 125 метров.
Сейчас на неподвижную часть крыши намело больше метра снега. Рабочие вручную убирают наносы, чтобы сугробы не мешали строителям: там монтируются пешеходные мостки, ограждения, срезается лишний металл, ведется сварка усилений.
«Когда улучшатся погодные условия, мы «покатаем» крышу, проведем пуско-наладочные работы системы, – продолжает Андрей Никулин. – Скоро кровля будет сдвигаться и раздвигаться в автономном режиме, с помощью нескольких нажатий клавиш на компьютере».
Непредвиденные сложности
В чаше стадиона пыль стоит столбом, противоположные трибуны будто в дымке.
«300 рабочих ежедневно выметают пыль и убирают строительный мусор, – продолжает Андрей Никулин. – Но она здесь так и будет, пока полностью не закончим».
Выкатное поле дважды закатывали в чашу стадиона. Во время первой попытки возникли непредвиденные трудности: поверхность, которая весит около 7 тысяч тонн, не хотела полностью закатываться внутрь. Причина – в неровностях бетонной поверхности.
«Считаю, что предыдущий генподрядчик проявил непрофессионализм, – говорит Андрей Никулин. –Выровнять бетонную поверхность даже большой площади с помощью виброрейки сможет любой опытный строитель. Посмотрите, в Петербурге построены огромные торговые центры, там идеально ровный пол. Из-за этой халатности и разгильдяйства нам пришлось около 4 дней выравнивать бетонную поверхность, срезать выступающие части. Недочет уже устранен».
Вторая непредвиденная сложность – вибрация платформы, на которой находится футбольное поле. Она выполнена из металла, заметно легче, чем аналогичные выкатные поля в США, Германии и Японии. Сейчас проектировщики решают возникшую проблему и обещают устранить проблему.
«Если я вам начну объяснять техническим языком, что мы планируем сделать, чтобы вибрация пропала – вы все равно ничего не поймете. Простым языком донести все нюансы очень сложно. Поэтому просто поверьте, ничего критичного не произошло, с этой проблемой мы справимся», – улыбается Андрей Никулин.
Место притяжения
Второй раз поле закатывали внутрь в понедельник 7 ноября. В этот день на Крестовском побывали бродкастеры ФИФА, которые занимались настройкой телекамер по определенным точкам на поле. В этот раз платформа без проблем «зашла» в чашу, даже несмотря на сильнейший снегопад, а затем выкатилась.
Готовность объекта состоит из двух составляющих: готовности строительных конструкций и инфраструктуры. Сама стройка, можно сказать, завершена, 25 декабря строители сдадут объект. Работы же по внутренней отделке, монтажу электричества, освещения, вентиляции, водопровода, канализации будут продолжаться вплоть до весны, до первых официальных матчей на стадионе. Главное, что удалось понять: в этот раз задержек не должно произойти, на кону слишком многое. Специалисты «Метростроя» и других субподрядных организаций работают круглосуточно.
«Все неурядицы, задержки в сдаче, финансовые траты вскоре забудутся, а петербургский стадион по праву еще десятилетия будет считаться одним из лучших спортивных сооружений в Европе и мире, – уверен Валерий Кузнецов, директор Управления механизации филиала ОАО «Метрострой». – «Зенит-арена» и окружающая ее инфраструктура станут местом притяжения для всех горожан».