В понедельник после исполкома РФС, на котором говорили в том числе и о подготовке к Кубку конфедераций, Виталий Мутко заявил, что в высших сферах принято решение заменить газон стадиона «Санкт-Петербург». В этот же день на арене начали демонтаж покрытия. По словам вице-премьера, новая трава будет уложена до 2 июня, когда стадион должен быть передан организаторам Кубка конфедераций, стартующего 17 июня.
Трава не выросла
На финише строительства арены в Петербурге кто-то из острословов назвал это сооружение памятником коррупции. Образ хлесткий, в тренде, а потому быстро ушел в народ. Хотя правильнее было бы говорить не столько о коррупции, сколько о воинствующей некомпетентности, из-за которой стадион в Петербурге стал именем нарицательным. Сейчас уже мало кто помнит, но в свое время заказчик (администрация города), доверившись строителям, заказал и оплатил производство металлоконструкций для раздвижной крыши стадиона, хотя проектная документация на нее еще не была утверждена. Когда заказ был выполнен, выяснилось, что утвержденному в Москве проекту эти конструкции не соответствуют. Их пришлось сдать буквально в металлолом и заказать новые.
Похожая история произошла и с газоном. О том, что выбранная заказчиком трава, мягко говоря, не лучшего качества, представители «Зенита» предупреждали заказчика еще год назад, когда можно еще было все исправить. От специалистов (а по признанию того же Мутко в петербургском клубе работают лучшие агрономы в стране) отмахнулись и поступили по принципу «после нас хоть трава не расти».
Она и не росла. Допущенные на стадион за месяц до первого тестового матча агрономы «Зенита» констатировали – газон скорее мертв, чем жив и принялись его реанимировать. Вылечили от опасного грибка. Посеяли новую траву. Приобрели специальные устройства, чтобы обеспечить искусственную вентиляцию поля, растущего в закрытой чаше стадиона. Все это время представители подрядчика с документами в руках доказывали, что Максим Митрофанов, мягко говоря, не прав, поле в прекрасном состоянии, а «Зенит» просто капризничает.
Критика поля
Тем временем газон усилиями клубных агрономов из желтого превратился в частично зеленый, но за неделю до тестового матча Мирча Луческу категорически отказался проводить тренировку на нем, просто потому, что поле не готово. Румынского наставника по привычке подняли на смех и упрекнули в нытье. Но уже первый матч показал, что агрономы «Зенита» не владеют искусством Старика Хоттабыча – у них не получилось выдернуть из старого газона травинку, пошептать над ней и получить новый качественный, отвечающий требованиям ФИФА. Злые языки говорят даже, что перед игрой траву в лучших традициях СССР подкрашивали, чтобы обеспечить картинку для телетрансляций.
Уже после первой игры футболисты мягко критиковали новый газон, а Луческу попросил отменить второй тестовый матч и позволить команде доиграть сезон на «Петровском». Не разрешили. «Зенит», для которого хороший газон как 12-й игрок, в этом матче уступил, потерял второе место и путевку в Лигу чемпионов, а значит к расходам на реанимацию травы на арене «Санкт-Петербург» добавились потерянные доходы от выступления в еврокубке.
Но справедливость восторжествовала. Сначала вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, курирующий строительство стадиона, намекнул, что у города зарезервированы два новых газона, которые в случае чего можно уложить буквально за несколько дней. А затем в недрах РФС все же было принято решение не рисковать результатами сборной и заменить траву на стадионе, где будет сыгран матч открытия Кубка конфедераций.
Новые траты
Думаете, на этом история закончилась хэппи-эндом? Нет: у этого сериала будет и второй сезон. Сейчас мало кто помнит, что причина одной из длительных задержек в строительстве петербургского стадиона стала ФИФА. После победы заявки России на право провести чемпионат мира 2018, проект арены потребовалось подкорректировать под требования Международной федерации футбола. Сложно предположить, что проектировщики не знали о таком требовании ФИФА, как возведение в непосредственной близости от арены медиа-городка. Тем не менее, когда стадион был практически готов, выяснилось, что другого места, кроме того, куда должно выкатываться поле в окрестностях «Санкт-Петербурга» не найти. В марте поле закатили внутрь, а на том месте, где оно зимовало, начали масштабное строительство.
А ведь предполагалось, что поле будет пребывать внутри чаши стадиона только во время матчей и сразу после них отправляться на свежий воздух. В марте во время пресс-тура по новой арене организаторы рассказывали журналистам на голубом глазу, что до окончания чемпионата мира, то есть в ближайшие полтора года, сделать это будет нереально. Для тех, кто хоть немного разбирается в ботанике, это означает, что газон внутри чаши в городе, где солнце случается не чаще 80 дней в году в весне следующего года погибнет и его придется менять еще раз.
На сей раз Игорь Албин не стал отпираться и заявил, что напишет Виталию Мутко и попросит внести в смету демонтаж медиагородка после Кубка конфедераций.
«После Кубка конфедераций логично будет выкатить поле, оно перезимует за пределами чаши и там «проснется» к чемпионату мира», – заявил Албин.
Другими словами, потребуются деньги не только на демонтаж нынешнего газона и укладку нового, но и на снос медиагородка с последующим его возведением в 2018 году. Что-что, а тратить деньги у нас умеют. В конце концов, на кону престиж страны, проводящей два мировых футбольных турнира. Престиж «Зенита», по которому в очередной раз проехались тем же катком, что загубил газон новой арены, никого не беспокоит. И кто теперь признает, что Мирча Луческу, назвавший одной из причин провального для его команды сезона тестовые матчи, был прав? И допустит, что, возможно, и в остальном румынский наставник не ошибается? Сезон окончен, а после него кулаками не машут.