«Сумасшедшие педагоги»
На 700 метров ниже по течению реки от Благовещенского моста на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге возвышается Храм Успения Пресвятой Богородицы. Стройный силуэт церкви прекрасно дополняет панораму Васильевского острова. Ее строительство завершилось в начале XX века, а с приходом советской власти храм переделали под первый в городе крытый каток. Церковные фрески замазали, а затем и вовсе закрасили масляной краской. Спустя несколько десятилетий здесь впервые встал на коньки будущий прославленный фигурист Алексей Урманов – в дальнейшем он сумел навсегда вписать свое имя в историю мирового спорта, завоевав для России олимпийскую медаль.
Будущий чемпион Олимпиады-1994 появился на свет в Ленинграде 17 ноября 1973 года. На каток церкви на Васильевском острове совсем маленького Алексея привела мама. Малыш уверенно встал на коньки и даже ни разу серьезно не упал на лед. Там Урманов покатался совсем немного, а потом перешел в ДС «Юбилейный» – масштабное сооружение на контрасте с небольшим храмом настолько сильно испугало четырехлетнего мальчика, что с ребенком случилась небольшая истерика. «Зачем ты меня сюда притащила? Я не хочу! Пошли домой!», – услышала мама слова совсем еще маленького Алексея.
Испуг и неуверенность перед большой ледовой площадкой удалось побороть. Большой вклад в этот процесс внесла тренер Нина Николаевна Монахова. Она на целых два года стала для Урманова и еще целой группы маленьких фигуристов мудрой наставницей.
В 1979 году Алексей попал в ленинградский клуб СКА, где его опекала уже Наталья Витальевна Голубева. Именно ей удалось заложить необходимый для будущей звезды фигурного катания фундамент. С Урмановым она работала до девятого класса школы и создала для него базу исполнения тройных прыжков, а также акселя в два с половиной оборота. От Голубевой спортсмен многое перенял в педагогической практике, что помогает ему на тренерском мостике уже в наши дни.
«Все педагоги, которые встретились на моем жизненном пути, просто блестящие, шикарные и сумасшедшие в хорошем смысле. Я благодарен им, и от каждого я взял по чуть-чуть», – говорил в одном из интервью Урманов.
Первый в тулупе
С сезона 1989/1990 спортсмен попал под руководство прославленного тренера Алексея Мишина, подготовившего для страны сразу нескольких фигуристов, взявших медали Олимпиад. Однако именно Урманов стал для него первым в этом списке олимпийских чемпионов.
«Он с очень хорошим чувством юмора, он умный, в меру строгий и в меру добрый. Он очень любит своих учеников, с которыми работает, но в то же время требовательный. Никогда не бросит и обязательно всегда рядом, если что-то случается. Я не побоюсь сказать, что вместе со мной происходило и его становление как тренера, думаю, что если он когда-нибудь прочтет это интервью, то согласится со мной», – вспоминал впоследствии спортсмен.
Фигурист начал выступать в юниорском составе. На чемпионатах Европы Урманов дважды брал медали, в 1990 году стал серебряным призером чемпионата мира среди юниоров, а в декабре на чемпионате СССР в Минске взял «бронзу». Урманов стал членом сборной СССР, СНГ, а затем – России. В декабре 1991 года в Киеве он стал последним чемпионом Советского Союза по фигурному катанию.
На чемпионате Европы 1991 года он впервые в истории безошибочно исполнил четверной прыжок – тулуп. Однако вокруг этого факта идут споры, поскольку Международная федерация конькобежцев (ISU) засчитала исполнение четверного в 1988 году канадцем Куртом Браунингом, который совершил ошибку на выезде.
Тренер для чемпионки
Зимой 1992 года молодой спортсмен поехал в составе национальной команды на свою первую Олимпиаду – во французский Альбервиль. На олимпийское «золото» Урманову претендовать было сложно, поэтому ему пришлось наблюдать за триумфом соотечественника Виктора Петренко, одолевшего трехкратного чемпиона мира Браунинга. Сам Алексей стал лишь пятым, однако уже тогда серьезно настроился на «золото» следующей зимней Олимпиады.
За два года до триумфальных ОИ Урманов дважды стал чемпионом внутри страны, а также третьим на чемпионатах мира и Европы. Однако норвежский Лиллехаммер требовал особого подхода – именитые соперники жаждали «золотой» медали. Урманову противостояли олимпийский чемпион Петренко, вернувшийся ради ОИ в любители, а также неутомимый канадец Браунинг.
Урманов в дальнейшем признавался, что на ОИ-1994 не обращал внимания на выступления соперников, сосредоточившись лишь на себе. Фигурист вышел на лед и выиграл техническую и произвольную программы. Он выполнил восемь тройных прыжков, включая два тройных акселя, и поднялся на высшую ступень пьедестала.
Увы, еще одной Олимпиады в карьере Урманова не случилось, хотя он долгое время не уходил из любителей в профессионалы. Тяжелая травма выбила спортсмена на целый сезон.
«Это был самый сложный момент в моей спортивной карьере, да и вообще в жизни. И может быть, поэтому я говорю, что спортсмен должен закалиться полностью и должен пройти достаточно длинный путь. Потому что в итоге о нем могут сказать: вот это был спортсмен, о пути, который он прошел, можно снять художественный или документальный фильм», – говорил фигурист.
В сезоне 1998/1999 Урманов стал бронзовым призером чемпионата Европы, а затем принял решение уйти в профессиональный спорт. Среди одиночников на чемпионате мира в Вашингтоне сумел одержать победу, а спустя два года он стал тренировать в СДЮСШОР при том самом ДС «Юбилейный», который когда-то в детстве чуть было не стал преградой на пути к олимпийскому «золоту».
Сегодня Урманов работает на сочинском льду, пожалуй, с одной из самых известных зрителю российских фигуристок – Юлией Липницкой. Триумфатор Олимпиады в Сочи после Игр потерпела серию тяжелых поражений как на российской, так и на международной арене. Специалисты уже списали ее со счетов, однако Липницкая, сменившая год назад тренера, рассчитывает посрамить скептиков. Возможно, оправившись от травмы, фигуристка выполнит задуманное. Особая роль в возвращении Липницкой на прежние высокие позиции отведена именно Урманову.