Примерное время чтения: 7 минут
3696

Феномен Панина. Как фигурист стал первым олимпийским чемпионом в России

За свою жизнь спортсмен завоевал множество наград
За свою жизнь спортсмен завоевал множество наград Public Domain

«Панин был далеко впереди соперников, как в трудности фигур, так и красоте и легкости их выполнения. Он вырезал на льду серию наиболее совершенных рисунков с почти математической точностью», - говорилось в официальном отчете летних Олимпийских игр 1908 года, которые состоялись в Prince's Skating Club в центре Лондона.

На этих соревнованиях в состязаниях по демонстрации специальных фигур 36-летний россиянин завоевал золотую медаль, став первым олимпийским чемпионом в истории России.

За свою долгую жизнь Николай Панин-Коломенкин завоевал множество спортивных наград. Он не только превосходно катался на коньках, но и мастерски стрелял из револьвера, занимался лёгкой атлетикой, греблей и плаванием. В годы Великой Отечественной войны он был инструктором по обучению бойцов партизанских отрядов. А в мирное время занимался тренерской работой. В годовщину его смерти SPB.AIF.RU вспоминает судьбу уникального спортсмена.

Ученик Лебедева

Родился будущий олимпийский чемпион в состоятельной семье директора Воронежского завода сельскохозяйственных машин Александра Коломенкина. Счастливое событие в семье - рождение сына - произошло 8 января 1872 года. С самого раннего детства мальчик увлекался катанием на коньках. Сперва они у него были самодельные – деревянные с железным полозом. Позже мама Евгения Владимировна сделала ему щедрый по тем временам подарок – привезла из Москвы настоящие коньки.

Первая победа была одерждана в 1901 году. Фото: Public Domain

Когда Николаю было 11 лет, его родители развелись. Евгения Владимировна с сыном и двумя дочерьми уехала в Петербург, где вскоре повторно вышла замуж. Отчим по фамилии Панин внимательно относился к увлечениям детей. Заметив то, с каким азартом его пасынок катается на катке сквера на Греческом проспекте, он раздобыл ему рекомендательное письмо от председателя Петербургского общества любителей бега на коньках, которое позволило юноше посещать каток в Юсуповском саду.

Именно там произошла встреча, изменившая жизнь юноши. На льду пруда он познакомился с Алексеем Лебедевым, одним из организаторов кружка спортсменов на катке Петербургского речного яхт-клуба.

Высокий худощавый мужчина легко и грациозно скользил по льду, невольно приковывая к себе внимание зрителей. Позже в своей книге «Искусство катанья на коньках» Панин-Коломенкин так описал его стиль: «Движения его на льду отличались изумительной пластичностью. Он действительно является основоположником самобытной русской школы фигурного катания, в основе которой - стремление к бодрому, динамичному и грациозному исполнению не только произвольного, но и обязательного катания».

Обычно Лебедев любил тренироваться в одиночестве. Исключение он делал только для Николая, который со временем стал его любимым учеником. Его он научил многим секретам мастерства: точности и легкости движений на льду, артистизму и динамичности скольжения.

Дружбу с Лебедевым Панин-Коломенкин пронес через годы. Благодаря обширной библиотеке мировой спортивной литературы своего наставника, Николай в 1910 году создал в своем учебнике уникальный раздел по истории фигурного катания.

Золото Олимпиады

Первую крупную победу в соревнованиях спортсмен одержал в 1901 году. На всероссийском первенстве по «искусству катания на коньках» он завоевал золотую медаль, став обладателем титула лучшего фигуриста России. На этих и всех последующих соревнованиях он выступал под фамилией Панин. 

Николай Панин-Коломенкин на Олимпийских играх 1908 года.
Николай Панин-Коломенкин на Олимпийских играх 1908 года. Фото: Public Domain

В 1903 году на чемпионате мира, который был организован Петербургским обществом любителей бега на коньках, ему предстояло сразиться с самыми известными спортсменами того времени. Тогда он впервые встретился с чемпионом мира Ульрихом Сальховым, противостоянием с которым запомнились Олимпийские игры 1908 года. Тогда, в 1903 году, российский спортсмен уступил шведу, осознав, что ему еще предстоит работать над своей техникой.

Через пять лет уровень его подготовки был уже значительно выше. Когда в феврале 1908 года в Петербурге проходили соревнования с участием ведущих фигуристов мира, Николаю удалось вырвать победу из рук Ульриха Сальхова, ставшего к тому времени уже семикратным чемпионом мира. Именитый фигурист был вне себя от того, что уступил «выскочке» из России. Пригрозив ему поражением в следующей схватке, швед уехал готовиться к Олимпийским играм.

В этом же 1908 году фигурное катание впервые в истории вошло в программу Олимпиады. 21 фигурист прибыл в столицу Англии, чтобы продемонстрировать свое умение в четырёх дисциплинах: в мужском и женском одиночном катании, в специальных фигурах и в парном катании. Спортсмены представляли шесть стран: Аргентину, Великобританию, Швецию, Россию, Германию и США.

Выступления в мужском одиночном катании начались 16 (28) октября. Несмотря на то, что представитель России смог безукоризненно выполнить все обязательные фигуры, судьи присудили ему только второе место, отдал предпочтение Ульриху Сальхову.

По воспоминаниям историков, поведение шведа в тот день оставляло желать лучшего. После каждой выполненной фигуры Паниным чемпион мира устраивал форменную истерику, что судьи даже были вынуждены сделать ему предупреждение. Не исключено, что победить в одиночном катании шведу помогли и личные связи. Сидевший в жюри судья Гренадер, представлявший Великобританию, был шведом по происхождению, а судья Хюгель был давним другом Ульриха.

В знак протеста против несправедливого судейства Панин снял свою кандидатуру, так и не исполнив произвольную программу.

Спортсмен выполнял фигуры такой сложности, что соперники не могли в это поверить. Фото: Public Domain

На следующий день фигуристы должны были выступать в дисциплине «специальные фигуры». Увидев рисунок программы, которую перед собой поставил спортсмен из России, судьи были удивлены. Они не могли поверить, что возможно выполнить фигуры такой сложности. Но безукоризненное скольжение росийского фигуриста развеяло их сомнения: завершающая линия от его конька слилась с начальной, так что, не видя его выступления, сложно было представить, с какой точки спортсмен начал свою программу. Победа была безоговорочной: ему поставили 219 баллов из 240 возможных.

Стоит отметить, что после 1908 года «специальные фигуры» были исключены из программы Олимпийских игр, так как являлись очень сложным заданием.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах