Один из величайших российских атлетов начала XX века Георг Гаккеншмидт ушел из жизни 48 лет назад – 19 февраля 1968 года. Одаренный от природы спортсмен выделялся потрясающим телосложением, феноменальными силовыми рекордами и мастерским владением приемами борьбы.
Прославленный олимпийский чемпион Юрий Власов вспоминал о нем: «Мне посчастливилось встретиться с человеком, который помог мне понять себя и свою силу».
SPB.AIF.RU рассказывает, о судьбе атлета, которому было предначертано покорить спортивные вершины, а в конце жизни стать философом.
Победить Понса
Гаккеншмидт появился на свет 1 августа 1877 года в местечке Тарту в семье мастера-красильщика. Уже в детстве в нем проявились лидерские задатки: он возглавлял группу ребят, обитавших в ближайших окрестностях, при этом в той компании были парни значительно старше его. Мальчик любил гимнастику, занимался с гантелями. В 15 лет Георг решил покинуть училище и устроиться помощником котельщика. Всё же свободное время он отдавал спорту.
В 1896 году в Эстонии начинающий спортсмен начал заниматься с тренером и появляться на клубных соревнованиях, где показывал впечатляющие результаты: жим одной рукой: 65, 8 кг - 12 раз, 70, 3 кг - 10 раз, 89, 8 кг - 3 раза. Тогда же Гаккеншмидт начал выступать публично – его силовые номера заслужили всеобщее одобрение.
В 18-летнем возрасте силач в Таллине завел дружбу с профессиональным атлетом Георгом Лурихом. Спортсмены решили побороться, и Георг сумел первую встречу закончить вничью. Во второй, впрочем, он всё же уступил. Поражение заставило атлета больше внимания уделить борьбе. Уже в октябре 1896 года Гаккеншмидт за свои успехи на борцовском поприще получил титул «первый силач Таллина». Также Георг продолжал и занятия с «железом», наращивая мышцы.
В ходе одного из упражнений Гаккеншмидт повредил руку и обратился к медикам. Так силача заметил «отец русской атлетики», врач Владислав Краевский. Тогда Георгу поступило предложение приехать в Петербург. Атлет оказался в городе на Неве в январе в 1898 года. Краевский стал учить Гаккеншидта тренировкам, опекал и в бытовых ситуациях. Сам Георг был очень благодарен Краевскому и тепло вспоминал о нём. Тренировки в Петербурге были разносторонними: спортсмен тягал тяжести и совершенствовал приемы борьбы. Ещё зимой 1898 года атлет проигрывал сильным борцам, но в бою, прошедшем весной, тушировал француза Поля Понса, ставшего незадолго до этого чемпионом мира. Вскоре Гаккеншмидт с легкостью разделывался с соперниками в Петербурге, Москве и других городах. В том же году Георг побил рекорд мира в жиме одной рукой, принадлежавший немцу Евгению Сандову. Спортсмен выжал 116 кг. Впрочем, на чемпионате Европы в Вене он стал лишь третьим, но установил два мировых рекорда в рывке и жиме, получив золотые медали. В турнире же борцов, начавшимся сразу же после тяжелоатлетических соревнований, Георг стал первым.
В январе 1899 года атлет установил мировой рекорд в жиме двумя руками – 127 кг.
Мощного атлета призвали в конечном итоге на военную службу. Его зачислили в Преображенский полк, в личную охрану императора. Удивительно, но очень скоро его освободили от службы из-за… «плохого здоровья». Вероятно, на такой формулировке настояли меценаты спорта.
В октябре того же года Георг отправился в Париж на соревнования по борьбе. Среди любителей к тому моменту он уже был чемпионом Европы, но профессионалы не знали его. С турнира он снялся из-за застарелой травмы плеча. Далее спортсмен сфокусировался на попытке установить мировой рекорд по поднятию тяжестей, но это привело лишь к рецидиву повреждения. После этого силач отказался от подобных занятий, уделив больше внимания борцовскому ковру.
Три тысячи схваток
В России Гаккеншмидт один за другим выигрывает турниры по борьбе. Его награждают эпитетами «необузданный», «титанический», «неземной». Публика щедро одаривает атлета званием «сильнейшего человека мира».
Однако нужда в деньгах всё чаще гонит его на выступления в Америку, Канаду, Францию, Германию и Англию. О том, что средств спортсмену не хватало, говорит факт, о котором вспоминал сам Гаккеншмидт: в один из вечеров он побил очень высокий рекорд и Краевский в качестве приза при всех преподнес ему новые брюки – это обрадовало победителя даже больше, чем медаль.
Особенным успехом силач пользовался в Англии. Здесь он сумел одержать несколько серьезных побед. На бои с участием российского спортсмена приходило до 20 тысяч зрителей. Заработок стал твердым и постоянным, поэтому в Англии Гаккеншмидт и остался окончательно. Публике же нравилось, что Георг перед боями позировал в атлетических позах.
В начале весны 1901 года ушел из жизни наставник Гаккеншмидта Краевский, остававшийся в Петербурге. Это сильно потрясло атлета, считавшего Владислава Францевича своим вторым отцом. В течение ещё семи лет, будто в благодарность своему другу, Георг побеждает во всех соревнованиях.
Успехи продолжались до 1908 года. Тогда Гаккеншмидту предложили поучаствовать в поединке с чемпионом по вольной борьбе Фрэнком Гочем. Американец сумел победить после более чем двухчасовой схватки. Впрочем, те результаты оспаривались, в том числе в прессе США. Реванш состоялся спустя два года. 4 сентября 1911 года в Чикаго. Гоч, знавший, что Георг получил травму ноги перед поединком, воспользовался этим и победил вновь. После этого Гаккеншмидт, за которым закрепилось прозвище «Русский Лев», спорт покинул. За своими плечами он оставил множество рекордов по поднятию тяжестей и три тысячи выигранных схваток на протяжении 10 лет.
Философия после спорта
Атлет, доказавший всё на спортивных аренах, в год последней схватки уже был увлечен философией. В 1908 году вышла его первая работа «Как жить», а чуть позднее свет увидела книга «Полное учение о борьбе». В Англии Гаккеншмидт завел добрую дружбу с драматургом Бернардом Шоу.
К середине 1930-х годов Георг выпустил целый ряд книг, среди которых «Три вида памяти и забывчивость», а также «Сознание и характер». Он охотно колесил по Англии, Германии и США, посещая университеты с лекциями.
Ясность ума и физическую бодрость Гаккеншидт сохранял до самой смерти. Он говорил, что физические упражнения необходимы даже пожилым людям, доказывая это на собственном примере. Величайший российский атлет умер в возрасте 89-лет в Лондоне. Урна с его прахом находится на кладбище West Norwood.