Последний раз внимание к этому городу было приковано около трёх лет назад, когда распространился слух, что на Ленинградской АЭС произошла авария. Жители Петербурга и Ленобласти пили йод, а журналисты донимали сотрудников ЛАЭС. Слух так и остался слухом. И вот сейчас, после известных событий в Японии, Сосновый Бор вновь в центре внимания.
Особый народ
Сосновый Бор - самый молодой город в Ленобласти - он основан в 1973 г. и расположен в 80 км от центра Санкт-Петербурга. Чужие могут въехать в него только по пропуску. Но вовсе не из-за наличия ЛАЭС, а потому что Сосновый Бор является одним из 33 российских городов, входящих в погранзону. История Соснового Бора напрямую связана с атомной электростанцией, первый энергоблок которой был введён как раз в год основания города. Бывший работник станции Сергей Кузнецов рассказывает:
- Сосновоборцы - народ особый. Мы понимаем: случись страшное, главный удар придётся по нам. В каждом доме есть дозиметр - проверять его данные вошло в такую же привычку, как чистить зубы. У нас даже дети разбираются в микрорентгенах.
Трагедию Чернобыля сосновоборцы восприняли, как личное горе:
- Мы-то понимаем, как это страшно. Вот сейчас и за японцев переживаем. Внимательно следим за каждым выпуском новостей. Но что делать - без атомных электростанций человечеству уже не обойтись, иначе вернёмся в каменный век.
Кстати, в Сосновом Бору есть памятник жертвам Чернобыля. У его подножия - цветы. Свежие.
Лучше новая
На саму атомную станцию сейчас журналистов не пускают. Как объясняют её сотрудники - это строжайшее указание Росатома. В пресс-службе ЛАЭС сообщили, что их специалисты сейчас отправились в Японию. И заверили: ЛАЭС работает в штатном режиме, однако в последнее время на станции идут проверки. На всякий случай. Радиационная обстановка контролируется двумя автоматизированными системами. Данные в режиме реального времени передаются в Москву и Финляндию, а также выводятся на городской сайт Соснового Бора. Так что - полная прозрачность. Сотрудники ЛАЭС уверяют, что катастрофы, подобные чернобыльской или фукусимской, у них исключены. Сейчас строится ЛАЭС-2, которая должна со временем фактически подменить старую станцию. А вот экологи придерживаются другого мнения.
Так, представитель петербургского отделения «Гринпис» Владимир Чупров считает, что следует развивать газовые теплоэлектростанции, а не строить новые атомные реакторы, которые могут грозить глобальной катастрофой. В России действует десять АЭС, включающих в себя 31 энергоблок. Все они построены в 1960-1980-е гг. Ресурс станций составляет 30-40 лет. Наша ЛАЭС - одна из самых старых станций в стране. По словам эколога из экологического центра «Беллона» Александра Никитина, на ней установлены реакторы ещё первого поколения, «чернобыльского» образца. «Реакторы должны быть выведены из эксплуатации», - категоричен эколог. Однако Росатом продлил ЛАЭС «жизнь» ещё на десяток лет. Что касается ЛАЭС-2, то работа на ней кипит. Ожидается, что первый энергоблок заработает в 2013 году, а последний, четвёртый, достроят к 2019-му.
Местный, сосновоборский эколог Олег Бодров даже выступил с призывом провести городской референдум на тему целесообразности строительства ЛАЭС-2. Он считает, что большинство горожан - против. Я решил проверить и опросить хотя бы с десяток сосновоборцев. Мнения разделились. Основная мысль такова - «пусть уж лучше будет новая станция, чем бесконечно эксплуатировать старую».
Третье ухо
В мае 2008 года через Интернет в Санкт-Петербурге мгновенно распространился слух, что на ЛАЭС произошла серьёзная авария. Горожане впали в панику. Заверения властей и руководства ЛАЭС о том, что никакого ЧП не было, петербуржцы восприняли недоверием и смели весь йод в аптеках. А заодно - красное вино. Волнения улеглись только через несколько дней. Сергей Кузнецов вспоминает:
- Ох, и замучили тогда нас журналисты. Звонили едва ли не в каждый дом, спрашивали: ну как там у вас, ещё живы? Мой сосед серьёзным таким голосом сказал корреспондентке: «У нас всё в порядке. Только у меня волосы все выпали, а у жены, кажется, третье ухо стало расти».
Напоследок зашёл в аптеку. Спрашиваю женщину-провизора:
- Йод у вас, наверное, в вечном дефиците?
- Да нет (смеётся). У нас люди грамотные, понимают, если что случится, не дай Бог, йод уже не поможет.