Первым серьезным увлечением композитора Николая Римского-Корсакова была вовсе не музыка, а морские путешествия в дальние страны. Отец, видя тягу ребенка, в 12 лет отдал сына в морской кадетский корпус. Окончание учебы привело его на службу на клипер «Алмаз». На этом судне в 1862 году музыкант совершил экспедицию к берегам Северной Америки. И хотя служебные заботы почти не оставляли молодому офицеру времени для музыки, морское путешествие открыло для него новый, до той поры малознакомый мир. Он побывал в Англии, Норвегии, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии, и тема морской стихии вскоре отразилась в его самых известных сказочных произведениях - «Садко», «Сказке о царе Салтане» и
«Шахерезаде».Профессор-самоучка
Первые попытки сочинять несложные музыкальные произведения у Римского-Корсакова появились еще в 11 лет, а по-настоящему серьезное сочинение написал в 18-летнем возрасте. Именно в стенах кадетского корпуса будущий композитор всерьез увлекся музыкой, брал уроки сольфеджио. Вскоре судьба свела с уже признанным на тот момент композитором Михаилом Балакиревым. Эта встреча предопределила профессиональную судьбу музыканта. По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение первой симфонии. Упорные занятия музыкой принесли свои плоды - в возрасте 27 лет он становится профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургской консерватории. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, ему приходилось самому изучать главные дисциплины консерватории.
«Могучая кучка»
Римский-Корсаков, наряду с Балакиревым, Мусоргским, Бородиным и Кию был членом знаменитого творческого содружества русских композиторов, сложившегося в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов – «Могучая кучка». Творческий союз помог определить национальную направленность его творчества. Национальный колорит, любовь к былинам, русским народным сказкам и произведениям русских писателей станут основой его музыкального творчества.
В 1867 году Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко», основанную на былинах и русских народных сказках из сборника собирателя фольклора Александра Афанасьева. Действие в ней происходит в XII веке – Русь, не так давно принявшая Христианство, продолжает сохранять свои старые языческие верования. Премьера оперы с успехом прошла в 1897 году в Московской частной опере Саввы Мамонтова, а через год её увидели в Петербурге.
Народная песня
Новый подъём музыкального творчества связан с обращением к народной песне. Римским-Корсаковым было составлено несколько сборников русских народных песен. Увлечение древними славянскими мифами, фольклором, старинными русскими обрядами и верованиями отразились в операх «Майская ночь» и «Снегурочка».
«Майская ночь» появилась в творчестве композиторам благодаря увлечению произведениями Николая Гоголя, чья книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была любима Римским-Корсаковым с детства. Премьера оперы состоялась в Петербурге в Мариинском театре в 1880 году.
Одним из самых вдохновенных и поэтичных произведений композитора стала «Снегурочка», основанная на одноимённой пьесе Александра Островского. Царство берендея, гусляры, скоморохи, лешие, противопоставление мира реального и сказочного, прославление могущественной силы природы – все это сделало весеннюю сказку по-настоящему народной и праздничной. Сам композитор называл «Снегурочку» своим лучшим творением.
«Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане»
«Царская» невеста» была написана в 1898 году по драме Льва Мея. Историческую основу эпохи Ивана Грозного композитор в ней использовал как фон. Основное внимание автора сосредоточено не на событиях XVI века, а на коллизиях личной драмы героев. История жизни главных героев, гениально переданная музыкантом, когда-то была записана Николаем Карамзиным и попала в одну из самых популярных книг первой половины XIX века – «Историю государства Российского».
Идею написать оперу по известному произведению Александра Пушкина – «Сказка о царе Салтане» - Римскому-Корсакову подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Закончить работу над произведением удалось к 100-летнему юбилею Пушкина – в 1899 году. А премьера состоялась в 1900 году на сцене московской частной оперы Товарищества Солодовниковского театра. Для композитора опера стала очень значимой. После тяжелой, драматической «Царской невесты», музыкально поставленная пушкинская сказка изобиловала легким юмором и иронией.
Все успешные годы музыкального творчества Николай Римский-Корсаков не оставлял и педагогическую деятельность. Ему удалось создать собственную музыкальную школу и воспитать в ее духе целую плеяду известных композиторов и музыкантов, среди которых - Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.